Вячеслав Афонин: «Гол в ворота «Сокола» -подарок бога»
Принято говорить, что побеждает команда. Но у каждой победы есть свои творцы, которые воплощают усилия партнеров в голы. Сколько раз «Тюмень» демонстрировала более яркую, чем соперник, игру, но проигрывала, потому что в ее составе не находилось исполнителя, способного привести командные действия к логическому завершению.
В матче с саратовским «Соколом» тюменцы тоже имели преимущество, но до определенного момента все висело на волоске. Стоило гостям забить первыми, и победа досталась бы им. Но счет открыла наша команда. И сделал это на 64-й минуте матча 21-летний форвард Вячеслав Афонин. Хотя «Тюмень» забила два гола, именно его гол следует считать победным в этом матче.
В начале сезона Афонин какое-то время оставался в тени. Но из-за проблем с атакой тренеры вынуждены были пойти на эксперименты с составом, и Славе представился шанс. В 19-м туре он вместе с Сергеем Федоренковым, забившим второй мяч, обеспечил «Тюмени» победу над лидером первого дивизиона.
— Вячеслав, расскажи о начале твоего пути в футболе: где и под чьим руководством ты начал играть?
— В секцию, которая располагалась тогда на стадионе «Центральный», я пришел в 9 лет. Моими первыми тренерами были Равиль Гильманов и нынешний наставник «Тюмени» Виктор Княжев.
— Ты ведь оказался в команде мастеров в очень юном возрасте?
— Кажется, в 15 лет. Мы с Костей Фишманом попали к Малофееву. Я в этот период только числился в команде. А Костя уже начал играть, в 16 лет. Мы вместе выступали за юношескую сборную России.
— Куда же ты пропал потом?
— Малофеева сменил Ирхин, тюменцы стали разъезжаться. Фишман уехал в «Ростсельмаш». Из местных в команде остался я один. Отыграл 4-5 игр в первом круге. И Ирхин сказал, что я не нужен. Команда тогда была возрастная, мне пробиться в состав было сложно. И в середине сезона-96 Рудольф Сергеевич Атамалян, работавший в то время в Тобольске, позвал меня в «Иртыш». Так начался мой тобольский период. Параллельно с выступлениями за тоболяков шла моя служба в армии. Два года в «Иртыше» оттрубил «от звонка до звонка».
— В тот момент там образовалась целая колония тюменцев.
— Да. Атамалян, Княжев. Раньше меня уехали Соколовский, Загуменный, Глухов, Лебедев. Позже приехал Баранов. В команде была приличная конкуренция. Но я получил место в составе и приобрел полезный игровой опыт. О времени, проведенном в Тобольске, не жалею.
— У каждого из вас в душе наверняка осталась обида на то, как с вами поступили в тюменском клубе. И вот в середине 1998 года состав в Тюмени разбегается, и вас слезно просят спасти команду от позора. Что все-таки заставило ребят вернуться?
— Обида, конечно, оставалась. Но в ситуации, когда мы вернулись, дело было в другом. В Тобольске к тому моменту наступил кризис — ушел Атамалян гарант стабильности клуба, возникли финансовые проблемы — и игроки стали уходить. А о том, что в Тюмени команда на грани развала, слухи ходили давно. Наконец, ко мне подошел тренер «Иртыша» на тот момент Виталий Алхазов и сказал: «Отыграй две игры и езжай». Я посоветовался с отцом, со сведущими людьми. Они меня напутствовали: «Забудь про деньги — это высшая лига. Хоть 20 минут, хоть тайм, но ты поиграешь на таком уровне».
— Наверное, не просто без подготовки бросаться в такое пекло?
— Было тяжело. Хотя я играл мало, всего две игры провел в основном составе. Другие, например, Рома Баранов, играли чаще и могут об этом больше сказать. Но признаюсь, что тогдашний тренер «Тюмени» Игнатенко здорово поднял нам планку физической подготовки. И этот этап для нас даром не прошел.
— По окончании сезона 1998 команде пришлось пережить еще одну ломку: ушло полсостава, сменился тренер…
— То, что все приезжие ребята не останутся в команде, нам было ясно еще перед последним матчем. Наступила какая- то опустошенность после провального сезона. Решающим оказалось то, что мы — тюменцы и играем для своих. Это не позволяло пасть духом. Когда на сборах стали подъезжать новички, они видели, что здесь уже существует дружный коллектив, и стремились поскорее влиться в него.
— То есть команда не делится на группировки?
— Абсолютно. Особенно нашу сплоченность доказали последние матчи. Ведь у нас тяжелейшая ситуация с составом. Огромное количество травмированных и дисквалифицированных. А сейчас еще встал вопрос с задержками зарплаты. Трудности явились проверкой на прочность всего коллектива. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Каждый, кто выходил на поле, понимал, что его некем заменить, и выкладывался полностью. И теперь мы можем доверять друг другу.
Незадолго до игры с «Соколом» было собрание. Мы посовещались с тренером. Потом остались без него, и Женя Маслов как капитан встал и сказал: «Ну, что будем делать?». Ребята отбросили все посторонние мысли и вышли на игру с максимальным настроем. Это было командное решение.
— Какой матч стал переломным, после чего ребята поверили в свои силы?
— Настоящим испытанием стала игра в Москве против «Торпедо-ЗИЛ». Против нас было все. Судейство было безобразное. А в конце арбитр еще придумал пенальти в наши ворота — благо что соперник не воспользовался таким подарком. Мы в перерыве сидим в раздевалке. Заходит Атамалян (начальник ФК «Тюмень» — E.А.) и рассказывает, что тренер «Торпедо- ЗИЛ» Игнатьев орет на своих, мол, что вы их обыграть не можете, вас 12 человек на поле. После игры к нам с Костей Фишманом подходят ребята из ЦСКА, с которыми мы за «молодежку» в свое время играли — Аксенов и Савельев, спрашивают: «Ужас, вас что, всегда так судят?». А мы шутим — нормальное судейство для выездного матча.
— На «Сокол» настраивались как-то по-особенному?
— Как обычно. Нам рассказали, что из себя представляет команда. Все сами понимали, что отступать некуда. Наша беспроигрышная серия была в то же время безвыигрышной. Надо было ее прервать. То, что «Сокол» — лидер, нас не смущало. После того, что мы выдержали против «Торпедо-ЗИЛ» и «Кристалла», коленки уже ни у кого не дрожали. Мы выходили на поле как хозяева.
— Твой гол оказался победным в игре с лидером. Наверное, это не случайно?
— Не знаю. Мне кажется, что этот гол — подарок бога, что я так удачно оказался в нужном месте в нужное время и переправил мяч в сетку. Думаю, любой другой справился бы с этим не хуже. Особенно после такого идеального паса Леши Чекалина. Обычно он сам забивает, а тут в роли плеймейкера выступил.
— Команда явно набрала ход. Как ты считаешь, ей все-таки необходимо усиление?
— Это вопрос к руководству. Здесь все зависит от финансовых возможностей. Важно, чтобы сейчас не было долгов перед командой. И дело не в деньгах — это послужит гарантом того, что наши усилия ценят и что все не зря. (Беседа состоялась в четверг, 8 июля. Перед вылетом на очередной матч часть долга была погашена — E.А.).
***
фото: