Пространство за душой
— У тебя есть фломастер?
— Нет. А зачем тебе?
— Мне надо написать на стене: «Скутер — г..но».
(Из разговора мальчиков в нашем дворе).
Меня прямо-таки удивляет такая постановка вопроса. Eму, понимаешь, не то чтобы ХОЧEТСЯ написать гадость на стене — ему НАДО это сделать. Eсть такая внутренняя потребность. И дело не только в том, что и без того все стены в подъезде исписаны («скутер», «скутер» — пишут аккуратными буковками девчонки, и именно это, я подозреваю, так злит пацанов). А в том, что у детей нет другой внутренней потребности.
То, что дети не умеют себя занять — в этом нет никакой новости. Кажется, эта способность появляется и заканчивается во младенчестве. Взрослые умиляются: как здорово, лежит себе в колыбельке и погремушками бренчит. А затем мир расширяется за пределы детской кроватки, но,»в отличие от погремушек, таким же доступным не становится. Хочется дотянуться до многого. Возникает проблема: чего бы захотеть?
Вкусы у детей формируются под влиянием сверстников. Вкус не только как культура потребления (все эти жвачки, чупа-чупсы, глупые Барби и отвратительные человекопауки), а в более широком смысле — как способность устроить свою жизнь. Кажется, воспитательных талантов многих родителей хватает только на то, чтобы играть с собственными чадами в эдакий пинг-понг: ребенок бросает мяч (хочу то-то), родители оценивают его (надо — не надо, дорого-дешево, опасно-безопасно) и отстреливают назад (получишь — не получишь). Рано или поздно ребенок всё это сможет получить и сам. И на его выбор родители уже не смогут повлиять.
Почему наркотики приобрели такую бешеную популярность именно в молодежной среде? Ведь кайф можно испытывать в любом возрасте. Но взрослые гораздо реже становятся наркоманами — во-первых, потому, что им никто не предлагает, а они не знают, где взять, а во-вторых,
потому, что им не до этого — у них полно других занятий.
Молодежь же традиционно мучается от безделья.
Среди моих знакомых есть выпускники средних школ, которые за семнадцать лет своей жизни не решили, кем хотят стать. «Ну, что тебе нравится? Может быть, биология?» — пытают юношу родители. «Ну, биология», — ответствует он как-то вяло. «Может быть, ты хочешь работать на заводе?» — «Ну, не знаю». Прямо как в анекдоте про спецшколу для умственно отсталых детей. «Вася, кем ты хочешь стать?» -«Не зна-аю». «Петя, а ты кем?» -«Не зна-аю»… В анекдоте, помнится, закончилось тем, что проработали директора и все дети на прежний вопрос стали отвечать с прежним энтузиазмом -«Космонаавтом»…
Наркоманы бешеную популярность наркотиков объясняют просто: «Это такой кайф, который невозможно испытывать поодиночке. Это водку можно пить одному, а косячок надо раскурить с другом». Особенно приятно наркоману делиться с новичком и наблюдать, как он переживает всё в первый раз — этот беспричинный смех, этот внезапно проснувшийся волчий аппетит… Как будто сам снова пережил, говорят.
Наверное, родителям не стоит уповать на то, что их мальчики-девочки вырастут паиньками и будут заводить себе только хороших товарищей. Eсли учесть скорость, с которой наркотики распространяются, то надеяться на это не стоит.
Наверное, родителям надо на всякий случай быть готовым к тому, что чадо наркотики всё же попробует. «Как же ты можешь отказываться, если не знаешь, что это такое? Попробуй — и потом отказывайся. Ты что, боишься? Не бойся — наркоманом с одного раза не станешь», — говорят ему товарищи. И контраргументов часто не находится.
Но наркоманом с одного раза, действительно, не станешь. А вот ограничится ли дело одним разом или нет — это уже зависит от человека. Eсть ли у него за душой нечто, что можно противопоставить наркотику, или нет. Интересует ли его в жизни что-нибудь, кроме кайфа, или нет.
Будем надеяться, что интересует.