Третьего не дано?
Зритель в Тюмени редкостный: благодарный и, кажется, неприхотливый. Почему неприхотливый? Потому что спектакль «Сирена и Виктория», прошедший в «Нефтянике» 29 июля, встречали не менее восторженно, чем предыдущий антрепризный проект -«Ботинки на толстой подошве». А спектакли эти — небо и земля.
«Сирена и Виктория» откровенно слаб по сценарию, затянут. Актеры Удовиченко, Розанова и Соломин совершают акт героизма, пытаясь выжать максимум выразительности из слабого текста и натянутого юмора («Джин с Толиком», «Нельзя сегодня плохо говорить о том, что ты выпил вчера»). Помогли чудная актерская пластика и пантомима: такой отменной комедианткой Удовиченко не показалась ни в одном фильме. Чего стоил один только жест «Не наливай!». Помогли декорации в стиле фламандских натюрмортов XVI века. Замечательны были танец с кастрюлей, взлет кресел в тон воспаряющей душой героине…
Тривиальный сюжет раздражал: богатая добродушная особа желает свести свою гувернантку-подругу с мужчиной по вызову, но путает телефоны. Приезжает специалист по стрижке собак… В результате «собачник» оказывается астрономом. Мужиком его назвать нельзя, но героиня Удовиченко самоотверженно влюбляется в него за редкость профессии и за возможность «отдавать, а не брать».
Конечно, идея, проговоренная в монологе Удовиченко-Виктории, хороша: «Бред нашей больной жизни — люди все давятся, все хотят есть», но сделан спектакль прямолинейно-назидательно и каким-то неуловимо неприятным образом. Вот, мол, смотрите, какие мы: одни — бездушные невежды, урвавшие роскошь земную, другие — инфантильные интеллигентики. Третьего не дано. Но неужели человечество абсолютно несостоятельно? Пойду посмотрю в зеркало.
***
фото: