Хрупкая валютная единица
Привычная картина: люди, собирающие пустые бутылки из мусорных контейнеров, на автобусных остановках, в кафе и у дверей магазинов. Горожане называют их «бутылочниками» или, иронично, — «санитарами леса». Большая часть «санитаров» — люди без работы и определенного места жительства. Меньшая — доведенные до отчаяния пенсионеры.
У новоявленных «старателей» четко определенные участки охоты. С раннего утра и до позднего вечера совершают они рейды в поисках стеклянной валюты. Иной «бутылочник» после удачного обхода может позволить себе посидеть в летнем кафе за кружкой пива с воблой, а то и сауну заказать. Благо пунктов приема посуды, официальных, полу- и нелегальных в городе предостаточно.
Пункты приема открыты при многих государственных магазинах и акционерных обществах. Например, в АО «Бенат» принимают чекушки (0,25 литра) и «витовки» — объемом побольше. Бутылки из-под коньяка принимают редко. Цена твердая — 60 копеек за одну единицу. Бутылки из-под пива принимаются на бытовом предприятии при Тюменском пивзаводе «Пиво-95». Условие железное: тару меняют только на товар, то есть на пиво. Многих «бутылочников» это не устраивает.
На проезде Геологоразведчиков, улицах Харьковской, Широтной и Олимпийской, во дворах многоэтажек пятого, шестого микрорайонов часто можно видеть очереди у импровизированных сборных пунктов. Хозяева — частники. Принимают «улов» по 70 копеек за евробутылку — такса везде одинакова. Деньги — сразу в руки. По словам приемщиков, бутылки из-под «Сибирской короны» регулярно увозят в Омск. Часть тары остается в Тюмени. Контролеров уличные приемщики побаиваются. Однако большинство чувствует себя уверенно, так как имеет лицензию.
В целом же и государственные, и частные приемщики тары честно делают свое дело. А стеклянная валюта все чаще служит серьезным довеском к бюджету многих горожан.
***
фото: ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА