Леонид Рокецкий: «Благодарю эту землю…»
Сегодня исполняется 55 лет со дня образования Тюменской области. По мере приближения знаменательной даты в газетах, на радио и телевидении рассказывалось много интересного об истории нашего уникального края, выступали ветераны, заслуженные люди, различные политические деятели.
Журналист Юрий Переплеткин обратился к губернатору Леониду Рокецкому с просьбой сказать для печати несколько слов в связи с 55-летием области, которую он ныне возглавляет. Чем лично для него была и стала Сибирь? Какие чувства испытывает он сегодня, слыша слова «Тюмень», «Тюменская область»? Как оценивает прошлое и настоящее, каким видит будущее этой земли? Что думает о людях, населяющих громадную территорию в полтора миллиона квадратных километров?..
Леонид Юлианович охотно поделился с читателями своими мыслями — и праздничными, и не очень.
— Прежде всего хочу поздравить тюменцев с 55-летием области. Строго говоря, 55 лет — не юбилей, но «круглая» и серьезная дата, позволяющая оглянуться на прожитые годы, дать оценку себе и той земле, на которой живем. У области славная история. За пять с половиной десятилетий из отсталой окраины она превратилась в ведущий регион России с мощной нефтегазовой индустрией и высокоразвитым сельскохозяйственным производством. К превращению Западной Сибири в главный топливно-энергетический комплекс причастна вся страна, однако основная заслуга в этом, конечно же, самих тюменцев. Поздравляю, дорогие друзья, со знаменательной датой, благодарю за то великое дело, что сделано вашими руками, желаю светлого и благополучного будущего!
Мы не планировали в честь 55-летия области пышных, шикарных празднеств. Надо быть скромнее — особенно учитывая непростое экономическое и социальное положение сегодняшней России. Тем не менее состоится немало интересных и торжественных мероприятий, посвященных годовщине, надеюсь, они пройдут на достойном уровне.
День рождения Тюменской области — 14 августа 1944 года — приходится на суровое время. К тому моменту сибиряки уже прославили эту землю своими выдающимися победами в Великой Отечественной войне. Ветераны помнят, а молодые должны знать, что первый успех — это случилось в сражении под Москвой — стал возможен во многом благодаря храбрости, мужеству и стойкости именно сибирских полков. Мужчины воевали на передовой, проявляя чудеса героизма, отдавая жизни за будущую свободу страны, но и оставшиеся в тылу женщины, старики, дети были достойны своих мужей, сыновей, отцов. В холоде и голоде, без сна и отдыха они изготовляли и направляли из Тюмени на фронт снаряды и торпедные катера, мины и обмундирование, ловили рыбу, выращивали хлеб — все для Победы!
И Победа пришла — долгожданная, радостная и скорбная. Послевоенные годы для жителей Тюменской области были такими же, как и для всей страны. Неимоверно тяжелый труд на восстановлении народного хозяйства и одновременно — небывалый подъем, энтузиазм, твердая вера в замечательный завтрашний день. Вспомните целину — ведь эта эпопея в значительной степени коснулась и нашей области. Но истинно звездный час для Тюмени пришел с открытием геологами на пустынных просторах тайги и тундры богатейших месторождений нефти и газа.
Об этом периоде много сказано и написано — не буду повторяться. Существуют романы и диссертации, песни и кинофильмы, политические доклады и научные исследования, огромное количество газетных статей, документальных фотографий, правительственных постановлений — все об одном и том же: о невероятных, фантастических результатах, которых в кратчайшие сроки добились люди, преображая Тюменскую область, превращая ее в основу, в становой хребет экономики государства, создавая для страны надежную энергетическую базу.
В обиход вошли яркие, сильные выражения: «нефтегазовая революция», «уникальный опыт», «массовый трудовой героизм», «первые в мире, лучшие в мире, крупнейшие в мире», «Тюмень — флагман индустрии, уникальный феномен, звезда XX века» и т.д. и т.п. Наверное, происходившие в области события заслуживали таких эпитетов. Наверное, люди, одолевшие бездорожье, топи, морозы, отсутствие на первых порах необходимой техники, производственного опыта, подходящих технологий, но тем не менее сумевшие дать стране нефть и газ, — эти люди вправе были называться героями. Честь им и хвала.
Однако, вспоминая те годы, мы часто упускаем из виду одну существенную деталь. Да, со временем на освоение нефтегазовых богатств Западной Сибири прибыли представители всей страны: нефтяники Баку и Куйбышева, строители Белоруссии и Прибалтики, специалисты Москвы, Украины, Средней Азии, Дальнего Востока… Нов самом начале, еще до появления на Севере новых городов и поселков, до прокладки железных дорог и трубопроводов, до победных рапортов о нефтяных фонтанах и газовых промыслах, на поиски месторождений, их освоение и обустройство отправились сами тюменцы. Мужики и парни более густонаселенного юга области, оставляя поля и фермы, расставаясь с налаженным бытом, уезжали на катерах и пароходах в другой конец области, в неприютные места, где нужны были их крепкие руки, их деловитость и обстоятельность, их упорство и природный изобретательный ум. Это они прокладывали через болота первые бревенчатые гати, они участвовали в проходке первых скважин, часто «пустых», они забивали колышки там, где вместо палаток подымались щитовые дома — верх уюта по тем временам… А оставленные на юге деревни и села выбивались из сил без трудовых ресурсов, кое-где последствия отправки «северных десантов» ощущаются по сей день. Но все понимали: так надо.
Сейчас те, самые первые, стали стариками. Они отдали Северу молодые годы и здоровье. Они выполнили то, что было «надо»: область превратилась в главную топливно-энергетическую базу страны. Ветераны освоения, кто остался в живых, вернулись в родные районы.
А мир изменился. И страна тоже. И даже их родная область представляет теперь из себя три субъекта федерации. И поседевшим первопроходцам до слез обидно, когда вдруг выясняется, что они, «южане», к достижениям самостоятельного Ямала или автономного Среднего Приобья вроде бы уже не имеют никакого отношения.
Может быть, в праздничный день и не следовало бы касаться этой больной темы. Но ведь речь — о Тюменской области. А она стала «трехсубъектной», и никуда от этого не уйдешь. Остается надеяться, что во взаимоотношениях области и входящих в ее состав округов верх возьмет понимание, благоразумие, взаимоуважение. Для разрешения непростой коллизии многое уже сделано: есть известное решение Конституционного суда, действует Совет трех губернаторов, существуют договоренности, по которым сохраняются и крепнут связи между севером и югом области, которую всегда объединяли и люди, и экономика, и даже география.
Поделюсь еще одним соображением. Меня порой тревожит, что как-то вымываются из обихода слова «сибиряк», «тюменец». При всем уважении к местным названиям хотел бы напомнить, что все самые заметные дела в области вершились «под флагом Тюмени», это именно Тюмень стала известна стране и всему миру, именно с Тюменью связал свою судьбу каждый, кто был причастен к освоению нефтегазовых богатств региона. В широком понятии «Тюмень» — это и областной центр, и вся громадная территория от Карского моря до Казахстана, и нефтегазовый энергетический комплекс, и даже, если хотите, особый характер, стиль жизни, менталитет. Так уж распорядилась судьба, что тюменцы — люди государственные, что бы мы ни делали у себя и для себя, это неизменно оказывает влияние на всю страну. Область и во времена СССР занимала на карте центральное место, а теперь и вовсе делит Россию на две части, являясь как бы мостом между Западом и Востоком.
Тюмень всегда была щедрой и доброй как к коренным жителям, так и к тем, кто стал сибиряком не сразу. Лично я благодарю эту землю за то, как она выстроила мою судьбу. Я приехал на Север с Украины студентом в составе стройотряда, остался работать в Сургуте, женился, стал отцом, получил прекрасную производственную школу, прошел путь до председателя горисполкома, отдав Среднему Приобью четверть века, и вот уже почти десять лет возглавляю областную власть…
У каждого, конечно, своя судьба. Но всем Тюмень что-то дала. У одних были скромные запросы: заработать на квартиру или машину — и они этого добились. Другие мечтали и создали счастливые семьи, воспитывают детей и внуков. Более честолюбивые сделали, реализовав свои способности, блистательную карьеру, достигнув в высших эшелонах власти министерских и даже премьерских высот. А кто-то просто скромно ушел на пенсию, но он прожил жизнь не зря, дело есть, осталось, и за это тоже надо сказать спасибо Тюмени. Будем же взаимно вежливы и настолько же добры к области, как и она к нам.
Что сказать о будущем? Время сложное, политическая и экономическая обстановка в стране далека от стабильности. В этом, уважаемые читатели, вы убеждаетесь всякий раз, включив телевизор или развернув газету. Понятно, что проблемы России не минуют и наш регион. Все боли и беды страны тюменцы чувствуют тоже. И тем не менее я верю в хорошее, в светлые перспективы области. Потому что я верю в вас, дорогие тюменцы.
Мы многое делаем для того, чтобы обеспечить себе достойное существование и быть уверенными в завтрашнем дне. Конечно, далеко не все получается так, как хотелось бы. Но есть и очевидные положительные моменты. Добыча нефти в области стабилизировалась, а газа — даже возросла. Прекратился длительный спад в ряде отраслей промышленности. Мы активно строим жилье, школы, дороги, ведем газификацию, улучшаем облик населенных пунктов. В последние годы полностью обеспечиваем себя хлебом, выпускаем широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции. Неплохо решаются социальные вопросы, мы не замерзаем зимой, имеем в достатке электроэнергию, дети учатся, транспорт ходит, старики в срок получают пенсии. Уверенно заявляет о себе на местах новая система — местное самоуправление.
Это все вроде бы частности, но из них и состоит жизнь. Люди устали от политики, для них важны простые и понятные вещи: дом, семья, работа, достаток, спокойствие. Обеспечить все это тюменцам я считаю главной целью своей работы. Люди избрали меня губернатором, и я обязан выполнять их волю.
…Завтра начнется 56-й год существования Тюменской области. Пусть для нас будет счастливым и он, и все последующие годы!