Новое — это хорошо забытое старое
Судя по всему, главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения испытывает острый дефицит новых идей. Эту мысль заронила в мое сознание пресс-конференция работника отдела пропаганды этого самого ГУ ГИБДД полковника Хусана Файзиева.
Журналистов собралось! Слетелись на запах вероятного скандала. Как же, дорожное происшествие в провинциальной Тюмени оказалось на контроле аж в Москве! Вот коллеги и съехались на Одесскую в надежде узнать подробности события, которое по причине слишком раннего часа никто из них не успел ни заснять, ни увидеть воочию. Однако полковник Файзиев, который, видимо, уже успел сделать определенные выводы («Это крупное ДТП, в нашем понятии… Eсть подозрения, что водитель был нетрезв» — вот, практически все, что мы узнали от него), приехал в Тюмень вовсе не для того, чтобы питать информацией местную прессу.
Он не столько отвечал, сколько призывал и спрашивал. Призывал писать для столичной прессы. И спрашивал: нет ли у нас в провинции свежих идей, в которых так нуждается ведомство?
Все это шло со скоростью, явно превышающей темпы нормальной пресс-конференции. Правда, гостя за это превышение никто не оштрафовал.
Начатый было вашим корреспондентом разговор о причинах массового неуважения к дорожным знакам не нашел поддержки. Пришлось возвращаться в редакцию, у дверей которой блистал пример неуважения к знакам.
Городская администрация не может добиться уважения к «кирпичу», ограничивающему проезд к своему крыльцу. Поставят живой заслон — площадь перед мэрией свободна. Уберут — «кирпича» как бы и нет.
Поскольку возле каждого знака постового не поставишь, можно предположить, что в нашем городе имеет место беспрецедентное и широкомасштабное нарушение.
Я хотел, но не имел возможности предложить московскому гостю свою версию. Причина, я думаю, в том, что в массовом сознании все водители делятся на две группы — кому можно нарушать и кому нельзя. При этом вторая группа страстно желает если не официально, то фактически присоединиться к первой.
Мы уже публиковали подборку снимков на эту тему — «Проезд только для своих». Думаете, хоть кто-нибудь откликнулся? Уважаемая фирма «Синтра», переломав во время строительства офиса проезд по улице Ялуторовской, обновила покрытие. Но при этом навела такую экономию, что хочешь не хочешь, а машинам приходится или останавливаться, чтобы пропустить нечто встречное большое, или лезть на бордюр. Кто-нибудь из дорожных специалистов приезжал, чтобы измерить ширину покрытия?
Мне приходилось видеть, как один водитель «против, шерсти» поднимался по пандусу на виадук улицы Мельникайте. Как разворачиваются, пересекая сплошные полосы. Как едут на красный свет. Как на кольце Московского тракта нарушают очередность проезда. Все можно, если никто не видит. Можно все и можно всем.
Я не говорю о пьяных или обкуренных водителях. Речь идет о совершенно нормальных людях, которые убеждены, что нарушать можно. Но если можно кому-то, то отчего нельзя нарушать всем?
Говорят, что французы -страшные лихачи. Да, на восьмиполосном автобане. Зато в городах, как бы и где бы я ни пересекал улицу, не было случая, чтобы водитель не остановился и — улыбаясь! — не ждал, пока я сойду с его пути.
Французам некуда спешить? Или они еще помнят, что авто сто лет назад изобрели пешеходы? А может, они просто законопослушны?
***
фото: Полковник Файзиев мечтает о свежих идеях.