Газетой бьют не только мух
Газета «Коммерсантъ». Учредитель и издатель -ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». Eжедневное и независимое деловое издание. Кроме одноименной газеты, в издательский дом входят журналы: «Власть», «Деньги», «Автопилот», «Домовой».
Это только общие данные, реально же «Коммерсантъ» значил и для информационного рынка, и для делового сообщества слишком много: это издание было первым из тех, кто в 1990 году начал писать о Рынке. Фактически «Коммерсантъ» во многом формировал этот рынок: он называл вещи своими именами, из этой газеты кооператоры узнавали и экономические термины, и свежие новости. «Коммерсантъ» первым начал публиковать котировки иностранной валюты — причем еще в то время, когда в Уголовном кодексе сохранялась ответственность за валютные спекуляции. «Коммерсантъ» впервые ввел термин «новые русские» — так называлась рубрика. Одним словом, «Коммерсантъ» — это не просто самая авторитетная деловая газета и крупнейший издательский дом, это символ независимой деловой прессы.
Во всем мире ценность деловой газеты прямо пропорциональна ее независимости. Производство информации ИД «Коммерсантъ» поставлено таким образом, что творческие и коммерческие функции полностью разведены. Одни люди создают конечный продукт (газету, журналы), другие зарабатывают деньги, продавая этот продукт. Кроме того, в редакции существует многоуровневая система контроля информации, позволяющая отследить степень ее ангажированности.
Основатель и владелец контрольного пакета акций издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Яковлев в течение последних лет пытался найти покупателя этим акциям. Причин этому называлось достаточно много, в том числе — необходимость привлечения сторонних инвесторов для решения проблем издательского дома, утеря интереса господина Яковлева к издательскому бизнесу. Цена контрольного пакета колебалась очень сильно, достигнув своего пика докризисным летом 1998 года -тогда в прессе звучала заоблачная цифра 100 миллионов долларов. После 17 августа долларовая цена «Коммерсанта» сильно упала. Сумма называлась в пределах 15-30 миллионов долларов.
И вот, после более чем годовых переговоров, в начале июля этого года было оглашено имя покупателя 76%-ного пакета акций «Коммерсанта» — им стал инвестиционный фонд «Америкэн Капитал», возглавляемый англичанином иранского происхождения Кия Джурабчианом. Подписанный при покупке акций меморандум об информационной политике подтверждал приверженность новых акционеров статусу независимого издания, в течение года менеджмент в издательском доме не должен меняться. Практически сразу же появились предположения о том, что инвестор не является самостоятельной фигурой, а действует по заказу. Сучетомтого, что приближенные Березовского не отрицали владения 15-процентным пакетом акций «Коммерсанта»,
основная версия сводилась к негласному получению Березовским полного контроля над издательским домом.
Накануне выборов в Государственную Думу начался очередной передел информационного пространства. Все новые группы влияния стремятся установить контроль над СМИ. Обеспокоенный началом новой информационной войны, главный редактор «Коммерсанта» Раф Шакиров выступил с инициативой организации встречи редакторов ведущих газете президентом России Борисом Eльциным. Встреча состоялась, но не с Eльциным, а с главой администрации президента Волошиным. После встречи Шакиров публично выразил свое неудовольствие. Практически сразу же, 3 августа, состоялось собрание акционеров «Коммерсанта», которое уволило Рафа Шакирова с поста главного редактора газеты. Сам Шакиров прокомментировал свое увольнение как доказательство полного контроля издательского дома со стороны Бориса Березовского.
Правда, руководство издательского дома поспешило опровергнуть эту информацию. Леонид Милославский сказал, что достигнута некая принципиальная договоренность и Березовский не будет вмешиваться в политику «Коммерсанта».
Свежо предание, но верится с трудом. Потому что примеры «невмешательства» Березовского в политику подконтрольных ему СМИ мы встречаем ежедневно. Взять, к примеру, последний воскресный выпуск программы «Время» на ОРТ, начавшийся с сюжета про газпромовскую собственность на южных курортах, продолжившийся сюжетом про голодающих газовиков, не получающих зарплату. Зритель понимает: начался слив компромата на Вяхирева, ведь скоро собрание акционеров «Газпрома»… А следом за этим сюжетом, как назло, сообщение про злонамеренные действия московских пожарных, из-за которых был сорван выпуск «Коммерсанта». «Происки Лужкова и верных ему структур» -должен понимать телезритель…
Информационные войны в России уже давно перестали кого-то удивлять. Слив компрометирующих материалов через СМИ стал ежедневной реальностью нашего общества. Кто платит, тот и заказывает музыку — это правило очень явно проступает сквозь газетные строчки, но одностороннее освещение происходящего, однобокий взгляд на вещи просто неинтересен читающей публике. Кстати, это тезис вполне отражают и некоторые тюменские газеты. Например, «Тюменская правда» и «Тюменская правда сегодня». Eсли читать обе «правды» одновременно, получишь более-менее ясную картину, но, по-моему, лучше уж читать какую-нибудь одну газету с независимой позицией.
Коммерческий успех издательского дома «Коммерсантъ» (практически все его проекты являются лидерами в своих секторах рынка) объясняется прежде всего его независимостью, представлением читателю различных точек зрения. Такой профессионал, как Шакиров, не может быть не востребован. АПН сообщило, что Шакирову сделано предложение возглавить совместный проект The Wall Street Journal, The Financial Times и группы Independent Media — ежедневную всероссийскую деловую газету «Ведомости». Свято место, как говорится, пусто не бывает…