X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Подстелить соломку первоклашкам

«Форму купили, канцелярию купили — кажется, все», — лихорадочно соображают родители первоклассников. А все ли? Готов ли ваш ребенок к вступлению в новую жизнь, как он себя чувствует?

Светлана Половодова, психолог Дворца детского творчества:

— У нас для пятилетних детей -«Центр эстетического воспитания». На уроках психологии они проходят курс известного западного психолога Гилфорда. Это не непосредственная подготовка к школе, а развитие так называемого эйдетического мышления: умение посмотреть на предмет, проблему с разных сторон, находить нужное решение проблемы. Для шестилеток — мини-школа. Здесь работа психолога — развитие процессов: восприятия, памяти, мышления. Также умение высидеть получасовой урок, развитие мелкой моторики. Обучение в центре родителям обойдется в 90 рублей ежемесячно.

Ребенок должен понять, что школьник — это человек, который стоит выше, чем дошкольник. Он имеет важные для общества обязанности и получает новые права. Какие права — родители должны хорошо продумать. Например, выучил уроки — можешь лечь спать на пятнадцать минут позже. И ребенок должен заранее все знать о школе: что это труд и что это очень интересно.

Мы пытаемся добиться произвольности познавательных процессов. У дошкольника познание непроизвольно: он реагирует на то, что ярко, интересно, занимательно. А мы приучаем детей к тому, что не все задания в школе интересны и привлекательны. Ребенок учится заставлять себя концентрировать внимание, высидеть урок, не сорваться с места, как это бывает у нас вначале.

Дети, которые заранее готовы к школе, выглядят счастливее, на самом деле — счастливее! Но, развивая ребенка, нужно тоже не перегнуть палки: некоторые родители садят малыша за стол и заставляют каждый день заниматься по полчаса. Какое уж тут удовольствие!

Ирина Кузьмина, медицинский психолог Центра психического здоровья:

— Eсли родителей беспокоит развитие, поведение, учеба ребенка — они его сами приводят к нам в центр. Прием у нас бесплатный. Бывает, такого ребенка направляет школа. Мы смотрим проблемных детей (термин психологов — СР.) и для определения уровня развития, и для исключения заболеваний.

Почему детей смотрит медицинский психолог? Потому что у наших пациентов наряду с психологическими проблемами проблемы со здоровьем. Таких детей много. 70-80 процентов обследуемых мной детей имеют проблемы с учебой: вследствие заболеваний, личностных особенностей, темпа развития.

С проблемными детьми нужна индивидуальная длительная работа. Такие дети часто бывают умненькие, сообразительные, все у них замечательно получается, но все это настолько медленно, что в группе работать не могут. Учительница их недолюбливает -столько об этом историй наслушалась от мам! В такой ситуации проблемы только усиливаются. Но родителям не стоит огорчаться: все решаемо, надо лишь вовремя обратить внимание.

Ирина Забазлаева, Светлана Китаева, нейропсихологи ООО «Научно-практический центр семейной психотерапии и возрастной психологии»:

— Нейропсихология — наука, которая образована на стыке психологии и медицины, в частности неврологии. Она изучает высшие психические функции: память, внимание, речь, мышление, саморегуляция, контроль собственной деятельности. Все эти функции связаны напрямую с созреванием коры головного мозга. Каждая психическая функция созревает в строго определенном возрасте. Когда ребенку 6-10 лет, можно говорить, что эти функции созрели. И к шести годам мы уже с уверенностью можем прогнозировать его успехи или неуспехи в школе.

Eсли в шесть лет ребенок -умница, а не рисует, не может сидеть за столом в течение 10-15 минут, невнимателен, не запоминает заданий, — нужно обратиться за помощью к профессионалу. Eще один тип: он тихо сидит на занятиях. — и думает о своем, не умея сосредоточиться. Eсли заранее с ним поработать -будет учиться успешно.

Речевую активность можно прогнозировать уже с года, следить, как формируется фразовая речь, с какой скоростью пополняется словарный состав. Eсли переставляют слоги в три года («собака» — «бабака», «возьму» — «заму»), казалось бы, забавно, а у ребенка, возможно, впоследствии возникнут проблемы с русским языком, с чтением.

Обязательно нужно говорить малышу: «Сейчас мы будем заниматься». Очень важно, чтобы уже с двух лет ребенок учился, например, рисуя, сидеть за столом, а не на полу где-то вразвалку. И таких воспитательных моментов очень много.

Ну что, родители, озадачились?..

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта