По Тюмени можно ездить с закрытыми глазами
Солдатская выправка и лукавый взгляд. Жесткая «уставная» речь, и вдруг — тревожные интонации, когда разговор заходит о травматизме. Гибель людей на дорогах — головная боль начальника областной ГИБДД Василия Стафеева.
— Водительский стаж у меня с 1973 года. Автомобиль — марки «ВАЗ-21099», до этого был тоже «ВАЗ». Удается ездить только в выходные дни на дачу, да изредка — в Омск к родителям жены. Совершал длительные автомобильные круизы на озеро Иссык-Куль, в Бишкек, в прошлом году удалось побывать в Крыму. Никаких курьезов и тем более аварийных ситуаций не было, естественно.
— Как вас встречали коллеги?
— В Казахстане и на Украине останавливают, проверяют документы только потому, что требуется лицензия на въезд, а осложнений в общении не было. Eсли приходилось обращаться по вопросам маршрута, то коллеги охотно объясняли, помогали. Гибдэдэшное братство есть.
— Почему в путешествия ездите на машине, а не, скажем, поездом? Любите езду?
— Удовольствия-то от езды на дальние маршруты мало, потому что физически выматываешься. Но мне всегда хотелось посмотреть на российские дороги, как кто службу несет. Профессиональный интерес.
— А тюменская инспекция приезжим помогает?
— Даже в нормативных документах указано, что мы должны помогать проезжающим. Транзитного транспорта идет, конечно, очень много. В позапрошлом году поставлены знаки маршрутного ориентирования, поэтому сейчас особых нареканий нет. По Тюмени можно ездить с закрытыми глазами.
— Вы же не сразу стали начальником ГИБДД, наверное, приходилось и палочкой помахать. Вообще, как попали в эту структуру?
— Палочкой я не махал. До этого пять лет работал начальником милиции в Лабытнангах. Предложили переехать в Тюмень и возглавить государственную автомобильную инспекцию. С 1 ноября 1996 года приходится выполнять эти функции.
— Сложно было поначалу ориентироваться?
— Довольно-таки сложно. Своя специфика, неожиданно много нормативных документов: по организации дорожного движения, по дорожно-патрульной службе, по техническому надзору, по использованию инструментального контроля при годовом техническом осмотре…
— Не утомляет бумажная волокита?
— Коль такое призвание, нужно все это знать. И ясно, что цель всего — сохранение безопасности на дорогах, жизни и здоровья людей.
— Как вы относитесь к репликам водителей типа: «ГИБДД — это обдираловка», «Наставили знаков, чтобы брать штрафы» и т. д.
— В первую очередь, дислокация дорожных знаков делается, исходя из аварийности. Существует государственный контроль — государственная дорожная инспекция. Это установлено ГОСУДАРСТВОМ. Водитель соблюдает правила — его никто не тронет. Мы, согласно приказам и наставлениям, излишние мелочные придирки исключаем. За это спрашивается с инспекторов: над ними тоже есть контроль. Некоторые знаки просто жизненно необходимы. Мы вынуждены ставить их у школ, в местах массовых переходов пешеходов.
— Какие проблемы волнуют сегодня, как вы оцениваете свою работу?
— Тюмень — особенный город, здесь огромный поток транспортных средств, большая миграция. Осложняет движение отсутствие разметки на дорогах. О разметках говорим и на городской, и на областной комиссиях по безопасности, и на заседаниях городской Думы. Но пока не хватает финансирования. На федеральных дорогах разметка есть, исключая места ремонта полотна. Наша работа оценивается по уровню травматизма — а детский травматизм пока растет. Конечно, очень много аварий происходит по вине пешеходов. Но так будет, пока нет в Тюмени подземных переходов. Транспортная схема у нас несовершенна. Отсюда все беды. Свою деятельность я оценивать не берусь. Вышестоящему начальству виднее.
***
фото: