Рекламный трюк без головной боли
Что есть реклама, для чего она предназначена? Да, потакает человеческим слабостям: купи нашу конфетку — выкури нашу сигаретку. Да, назойлива. Но зато именно в ней, нехорошей, собрано по кусочкам богатство окружающего нас мира. Пусть он беден, не особенно качествен, незаслуженно перехвален. Но это — наш мир, мы все ЭТО пьем в прикусочку -другого нет.
Ан есть. Это «предметно-вещный» мир, отраженный в рекламе начала века. И — представьте себе! — создается впечатление, что он многообразнее и богаче. В нем больше милых, смешных для слуха нынешнего слов, больше тонких подробностей в описаниях. Предки умели смаковать вещь. Может, оттого, что в начале века жили — увы! — богаче, может, сам темп жизни был размереннее и подробнее, а может, больше читали и знали толк в печатном слове.
Доказательство: посетите выставку «Калейдоскоп рекламы» (из истории рекламы и упаковки XIX-XX веков), открывшуюся в музее «Церковь Петра и Павла». Научный сотрудник музея Марина Жучкова проведет вас вдоль красноречивых витрин. Сначала всмотритесь в фотографическую панораму нашего города начала века: на каждом доме огромные щиты-зазывалы фирм и лавок. Тюмени сегодняшней еще далеко до такого изобилия.
Вот купюры в тетрадный лист — образец украшательства: чем выше стоимость, тем витиеватей узор. Вот рекламный столб, щедро уклеенный черно-белыми брошюрками (цветные были в цене -роскошь). Предлагают: гнутую мебель, велосипеды, каучуковые печати, пианино и фисгармонии, плуг, литье колоколов. Большое пространство занимает реклама сельхозинвентаря: страна-то аграрная , Тюмень-то сельскохозяйственная.
Дальше — пир для сластен: «конфектные» упаковки, огромные жестяные коробки из-под монпансье. Все просто пахнет добротной русской стариной, те же коробки украшены флоральными букетами под Жостов и Палех, на одной — репродукция книжных акварелей с русскими березками и молодцам на коне в стиле «Мира искусств». Нелепо смотрится на «русофильском» фоне имя изготовителя — Жорж Борман (явно какой-нибудь Георгий решил озвончить и облагородить марку»). Также не веселит приторный кич того времени — слащавые мальчики в неизменных матросках, кушающие конфетку. У каждого времени свои перегибы.
Интерьер витрины -тоже реклама. Какая девчонка не мечтала пройтись под таким кружевным зонтиком, в ажурной пелеринке, в парижских перчатках, прошитых почти невидимым стежком, под руку с кавалером вот в таком цилиндре! Я просто завидую всем барышням прошлых веков, которые могли себе позволить купить нарядную шляпку в круглом коробе с лентой и, семеня ножками в ботинках с калошами на каблучке, подбирая полы кринолина (фи, какая все-таки в Тюмени грязь!), спешить с вожделенной покупкой домой.
О вредности табакокурения в начале века умалчивалось. Вы ни на одной рекламе не найдете: «Курение опасно», зато прочтете забавные названия папирос: «Дюшес», «Роскошь», «Теремок». А вот и вирши:
Слышу дружные вопросы:
В чем же «Бабочки» секрет?
В чем? Да это — папиросы,
Что недавно вышли в свет.
В упаковке чудной, новой
Вышла с фабрики Поповой
Эта «Бабочка» — и вот
Все успех ея растет!
И подпись: «Курильщик».
Подходим к винам и парфюму. Наши предки предпочитали на бутылочном стекле выпукло писать имя изготовителя и придавать толстой небьющейся бутылке изысканную форму. И снова -национальные мотивы в названиях: вино «Ай люли». Дабы избежать подделки парфюма, изготовители уже тогда выпускали листовки с «маркой»: перечислялись все надписи, тщательно выводился рисунок этикетки. Вот бы еще понюхать, узнать, как пахли наши бабушки!
Двадцатые-тридцатые годы не забыли рекламных трюков. Теперь это была пропаганда и агитация. На мой вопрос: «А нужна ли такая пропаганда: флаги и гербы на чайниках?» Марина Владимировна ответила: «Нужна, даже сегодня. Это воспитывает чувство патриотизма, которого нам не хватает». Затем производство стало плановым, а значит, не нуждающимся в рекламе. На чайных упаковках из-за границы мы еще могли увидеть красивые картинки, наша продукция — помните? — была оформлена блекло, неприглядно.
…Сейчас, согласитесь, важнее в рекламе кадры видеоряда, делается упор на дизайн и красивый телевизионный трюк, На радио — оригинально обыгранный сюжет. В считанные доли секунд. Молотом стучит в голове «сочная свежесть кокоса», «хлеб и Рама созданы друг для друга». И никакого другого эпитета в голову просто не лезет! Посмотрите на рекламу начала века — у нее особое красноречие.
***
фото: