X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Не трогайте железный занавес

Нарушив традицию обзоров, я не смог подвести итоги театрального сезона в Тюмени 1998-1999 годов. Издавна наши театры закрывали сезон в конце мая — начале июня. Потом с месяц гастролировали, и труппа уходила в отпуск до первого общего сбора в начале сентября, что и было отправной точкой нового путешествия в гармонию.

Но смутное время больней всего ударило по культуре. Поставить хороший спектакль среднего формата стоит около 100 тыс. руб. Большая панорамная постановка «тянет» на все четыреста. Вот и крутятся дирекции, режиссеры, постановочные цеха, чтобы и рыбку съесть, и грибочком не отравиться.

Неужели пора у нас опускать самый таинственный занавес в театрах — железный, про который зрителю лучше не знать. Это противопожарный занавес, его выдвигают в экстремальных случаях, когда сцена горит.

Eсли говорить образно, то «пожар» на сценах тюменских театров разгорается и железный «занавес» готов сам опуститься. Недостаточные бюджетные ассигнования мало способствуют творческому тонусу коллективов.

Гостей в Тюмени хватает, многие из них посещают наши театры, а завзятые театралы недоумевают: 1) «Как же так — блестящие спектакли, режиссура, великолепные труппы, но бедность бросается в глаза. Неужели ваши власти не понимают, что заботиться о театрах престижно? Они — лучшая визитная карточка города и области». 2) «Чувствуется, что тюменцы не очень жалуют свои театры».

По первому вопросу я развожу руками. Второй заслуживает комментария. Из 660-тысячного населения Тюмени, по последним статистическим данным, около 200 тысяч имеют стабильный доход (на семью). Откуда цифры? Да у нас одних предпринимателей зарегистрировано свыше 80 тысяч. При средней цене билета в драму (30 руб.) и в кукольный театр (10 руб.), если эти семьи за сезон посетят спектакли 4 раза, то хватило бы средств на две масштабные премьеры в каждом театре. Конечно, у них есть своя публика, но она не делает погоды. Зато на гастрольный чёс столичных звезд, играющих у нас абы-кабы на фоне подобранного из «дэкашных» богатств декора, тюменец валом валит.

Изучением вкусов населения наши театры не занимаются — нет сил и средств. Ну хотя бы здесь социологические службы городской и областной администраций помогли. Остается театрам надеяться на свои силы и связи. И пока еще находятся спонсоры, «утопающие» мастера сцены не сдаются.

В тюменском театре драмы и комедии успешно колдуют директор Владимир Коревицкий и главный режиссер Алексей Ларичев. Тюменскому театру кукол и масок не дают сгинуть Василий Пустыльников и Григорий Гольдман. То ли независимый, то ли частный, но все равно профессиональный и популярный, молодежный театр «Ангажемент» защищают от упадка Владислав Касперов и художественный руководитель — замечательный актер Леонид Окунев.

Это они продлили сезон. Последнюю премьеру в театре драмы и комедии сыграли в День города в конце июля. Приглашенный мастер из Уфы Игорь Капатов «отбуффовался», покомедничал-пофантазировал сказочной версией про Ромео и Джульетту (пьеса венгерского автора Урбана Дюла «Все мыши любят сыр»).

В театре кукол и масок еще в июле хотели приглашать на просмотр рабочих прогонов «Дон Гуана, или Каменного гостя» (на пир во время чумы в 2-х действиях). Но не случилось, а случился договор театра с молодежной студией Марины Жабровец, и юношество с большим интересом посмотрело классику — гениальное творение Жана Ануйя «Антигона».

Я думал — все, можно писать, а тут звонок из «Ангажемента». Позвали (в августе!) на просмотр, скажем так, предпремьеры «Русской народной почты» по пьесе молодого екатеринбуржца Олега Богаева в постановке приглашенного (тоже молодого) режиссера «новой волны» Вадима Дегтерева. «Ангажемент» утер нос коллегам, поставив самую звонкую точку в конце сезона. Ведь сюрреалистическая трагедия Богаева-Дегтерева касается самых тяжелых проблем нашего времени. Одиночества, заброшенности и обиды наших стариков, лишенных возможности достойно прожить остаток дней. Пьеса написана в прошлом году и уже стала хитом столичного сезона.

В творческом отношении наши театры совершили настоящий подвиг. В театре драмы Ларичев удачно поставил к 100-летию Бертольта Брехта «Мамашу Кураж» (после победы или капитуляции войны продолжаются, подвигая человечество к апокалипсису), комедию Джона Патрика «Дорогая Памела». Вообще, минувший сезон в Тюмени стал «комическим». Приглашенные в театр драмы Андрей Лапиков и заслуженный деятель искусств РФ Владимир Воробьев удивили публику комедиями «Пока она умирала» (по пьесе Надежды Птушкиной) и «Одержимая любовью» по пьесе Фернана Кроммелинка. Смешали этакий коктейль из новогодней сказочки про добрую фею и затурканных текущей злобой наших нормальных людей плюс западная история про вдову, страстно полюбившую покойного мужа.

«Памела» и пушкинский спектакль, поставленный большим оригиналом из Питера, мастером умной игры и таинственной магии карнавала Игорем Лариным («Станционный смотритель» Й связке с «Барышней-крестьянкой»), пожалуй, стали знаковыми премьерами. Именно в них милосердная и благородная линия театра после приезда Ларичева нашла волнующее творческое воплощение.

Театр кукол и масок подарил нам три премьеры. В начале сезона взлетел высоко «Подменыш», потом свое слово сказал «Котенок по имени Гав» и фантазийно-роскошно, остроумно заблистала пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» (все постановки — Гольдмана).

«Ангажемент» показал свою версию «Eвгения Онегина», повеселил юношество школьными анекдотами («Побалдеем малость»), где красивый и мажорный «забияка» Алексей Шлямин вставил в петлицу своего фрака первый режиссерский «брильянт». С неплохим почином-с!

Заметно оживился Союз театральных деятелей Тюмени (председатель заслуженный артист РФ Владимир Орел). Капустники, сценарии творческих вечеров, актерские дивертисменты и даже видеофильм (по сценарию Орла) собирали большую публику. Вместе с СТД театральный мир Тюмени уважительно и интересно отметил юбилеи Владимира Коревицкого, Зинаиды Береговой, Альфии Загретдиновой. Простите, если кого забыл. Культурная команда «Курьера» (Светлана Рычкова и я) всегда бывает там, куда зовут.

Были и тяжелые потери. Ушла от нас великая актриса Нина Ивановна Вальтонс. Театр кукол готовит вечер памяти, скоро год, как ее нет с нами. Вспомнили мы и замечательного театрала Виктора Сергеевича Загоруйко, основателя «Ангажемента».

Надо сказать и про открытие малой сцены в драме, где Ларичев поставил символистскую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», а Семен Фуксман — фрейдистскую комедию-гротеск «Шалунья».

Принимаю древний завет «Поэтики» Аристотеля про то, что любой эстетически гуманный и творчески направленный жест, явление — благо культуры. А значит, надо перечислить по алфавиту всю сотню фамилий тюменских актеров. И не надо, власти и зрители, кивать на тяжелое время. Их всего-то в Тюмени сто мастеров на 660 тысяч человек. Не надо опускать железный занавес, не надо лишаться творческого общения с этими хрупкими и легкоранимыми людьми.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта