Любовь — не вздохи на скамейке
Третейский арбитражный суд в Стокгольме будет рассматривать спор между двумя тюменскими нефтяными компаниями.
«Тура Петролеум» и «Тюменьнефтегаз» уже два года находятся в ссоре. Но все подробности конфликта публично изложены только сейчас. Сначала 1 сентября свою версию предложила компания «Тура Петролеум», а вчера свою пресс-конференцию созвал и «Тюменьнефтегаз».
В первом приближении ситуация похожа на публичные перебранки супругов после развода: ОАО «Тюменьнефтегаз» является соучредителем ЗАО «Тура Петролеум» с долей 50 процентов. Другой соучредитель — канадская фирма «Грейт Плейнс Петролеум». Проблема в том, что развестись-то, при горячем желании «Тюменьнефтегаза», как раз и не удается. Потому что по уставу для этого необходимо желание обеих сторон.
Итак, по версии «Тюменьнефтегаза» союз с импозантной «канадкой» (заключенный по решению собрания акционеров) — ошибка, в которой «Тюменьнефтегаз» стал раскаиваться, как только отзвучали последние обертоны марша Мендельсона. Но одна из дорогих вещей — лицензия на право разработки Кальчинского месторождения, а также необходимые для разработки основные средства, — к моменту прозрения уже стала собственностью нового союза.
Канадская компания со своей стороны вкладывала деньги. Но на вчерашней пресс-конференции утверждалось, что канадская компания большую их часть вкладывала вовсе не в совместное хозяйство и тратились они на иностранных специалистов, погашение ранее взятых кредитов… в общем, непонятно, на что. В результате задолженность «Туры» перед своим же канадским соучредителем составила 80 процентов всех долгов и выросла до размеров, позволяющих задуматься о банкротстве.
Как и в любой семье, пострадал в результате ссоры ребенок. По словам Анатолия Янина — специалиста, готовившего проект разработки Кальчинского месторождения, в результате технологий, применявшихся «Турой…», количество нефти, которую можно добыть там, серьезно уменьшилось. («Тура» тоже считает, что месторождение пострадало — потому что «Тюменьнефтегаз» помешал вложить в него деньги).
Но почему же «Тюменьнефтегаз» не вступился за Кальчу? Не давали. Несмотря на то, что по решению суда лицензия на разработку месторождения передана «Тюменьнефтегазу», «там был поставлен шлагбаум, и представителей «Тюменьнефтегаза» на месторождение не пускали». Тогда «Тюменьнефтегаз» подал в суд очередной иск — на этот раз о возмещении ущерба за весь периоде момента передачи лицензии — и выиграл. У компании «Тура Петролеум» арестовано имущество на сумму 300 млн. рублей. Скважины и прочие необходимые для добычи нефти причиндалы. Возможно, и пресловутый шлагбаум.
«Тура Петролеум» потребовала рассмотрения дела стокгольмским арбитражем. «Тюменьнефтегаз» намерен настаивать на том, что дело неподсудно этому суду.