Утешает одно: хорошей рекламы в мире мало
Дизайнеры говорят: «По нашему городу лучше ходить с закрытыми глазами».
Под ноги смотреть невозможно — там ничего приятного нет: собаки, пардон, гадят повсюду. А по сторонам пялиться — такого насмотришься, что заболеешь сартровской болезнью. Я спасаюсь одним: смотрю исключительно на колыхание зеленых листьев, на узоры ветвей и на падающий снег. Но вот приключился денек: пришлось проехать с фотокором, «поснимать» рекламные щиты на тюменских улицах и приглядеться к афишным надписям.
Собрали щедрый урожай. Во-первых, как у Маяковского, — сплошные аббревиатуры. Кто может понять, запомнить, осознать все эти кунштюки: «Соли-ТОН», «ТЭВТС», «Фон Лайн-Тюмень» и т.д. и т.п. Потом (мне как филологу страшно за народ!) — формулировки: «Модуль авто магазин сервис» («магазин» вот так и вклинился), «Автомасла подбор эмали шины жидкости», «Тошиба: кондиционирование, вентилирование», и шедевр «Картофель свежий цена низкий». Знаков препинания нет, падежные формы забыты, зачем-то все эти «ирования».
Об обглоданном ветром и дождем щите жалеть не стану — грустнее, смотреть на свежезаклеенный типа «Ночь твоя — добавь огня». Особенно когда он рядом с пожарным (на снимке). В литературе это называется «антиномия» — совмещение несовместимого.
Чтобы усугубить и обобщить, послушаем мнение о тюменской рекламе наших именитых дизайнеров — Геннадия Вершинина, Николая Пискулина и Николая Макарова (первый — искусствовед, два последних — лауреаты многочисленных дизайнерских выставок).
— Как мы относимся к тюменской рекламе? Плохо. Лепят все до кучи: разные изображения, шрифты… Почему? Потому что в рекламные компании компьютерщики-инженеры приглашают на работу собратьев. Берут свата-брата, и в результате появляется посреди города реклама с кошмарным цветом, непропорциональная, безумна».
Вот у вас реклама «Бурого медведя»: это из серии медицинской патологии. Мы понимаем, что она хочет компьютер, судя по виду. Нейрофизиологическое влечение к железу в медицине еще недостаточно описано, к сожалению. При чем здесь «Бурый медведь»?
Почему мы не можем помочь городу с нормальной рекламой? Сделать заказ преподавателю колледжа искусств непросто: мы заняты. К тому же нужно время, чтоб вещь созрела. А, у заказчиков все в горящем порядке: сделайте завтра то, что надо было вчера. Да и наши решения им кажутся странными, непривычными, ведь большинству заказчиков нужна не наша идея, а исполнение ими задуманного. У нас есть предприятия, с которыми давно сотрудничаем. Им пришлось ломать свои стереотипы.
Что касается перспектив развития рекламы в Тюмени, то их нет. Пока не появятся профессиональные фотографы — рекламисты, операторы-рекламисты, технологи… В настоящее время в Тюмени где-то 30 рекламных агентств. Наши выпускники в них, как правило, не приживаются.
В Москве, Eкатеринбурге, где более 500 рекламных агентств, ситуация такая же. Во всем мире хороших художников рекламы и хороших рекламных решений очень мало. А у нас просто чудовищно мало. Из всего, что в Тюмени висит, мелькает, трясется, единственно удачное — это рекламная заставка «Солитекса», только заставка. Это художественная вещь.
Уместно ли расположение щитов в городе? В Германии, например, — полное отсутствие уличной рекламы. Eдинственное, что там есть, — круглые тумбы, на которых реклама сигарет. В Италии ни в Риме, ни во Флоренции в центре города рекламы нет. На окраинах, на автострадах — пожалуйста. Eсли мы «косим» под Америку, то это не лучший вариант. Это не цивилизация. Пока в России, как и на Востоке, сняли железный занавес — крышку с шампанского — появились пена и брызги. Это и есть подражание Америке. А цивилизация — в Eвропе.
***
фото: