О хлебе, нефти и власти
В четверг губернатор Рокецкий пригласил на пресс-конференцию возвратившихся из отпусков журналистов.
Главное осенью — жатва. Рассказ губернатора во многом совпадал с недавней публикацией «Тюменского курьера» о положении дел на жатве. Так что изложим эту часть схематично.
Урожай выше среднего. Проблемы: как его убрать и как убедить крестьян сдавать его в областной продовольственный фонд — в обмен на деньги и топливо. Однако крестьянство еще не лишилось надежды получить и то, и другое, оставив хлебушек у себя. Заодно губернатор похвалил купленные голландские комбайны, что вшестеро эффективнее наших.
Область намерена продавать овощи в Москву и министерству обороны. А москвичи просят мяса и курей.
Рокецкий считает, что в деревне можно заработать. Некоторые на личном подворье получили за полгода по 30-40 тысяч рублей только за молоко.
О политике. Губернатор по-прежнему держится НДР. Говорит, что не надо перебегать к предполагаемым победителям.
О бюджете. Раньше доходы делили с центром пополам. Сейчас центр уступил часть своих полномочий, взамен забрав еще 7,5 процента доходов. Одновременно имеет место попытка ликвидировать дорожный фонд, заменив его статьей в бюджете. Губернатор полагает, что статья останется только на бумаге, и потому готов до последнего отстаивать в Совете Федерации дорожный фонд.
Леонид Рокецкий надеется сохранить доходную часть областного бюджета, но мешает зависть менее обеспеченных соседей, которые хотели бы добиться у центра равенства. По мнению Рокецкого, центр понимает равенство однозначно — отнять у того, у кого есть. В этом году область впервые работала как донорская. Почетно, но лучше, если Минфин даст области ссуду. Сто миллионов рублей. Для регионального хлебного фонда.
О коррупции и честных чиновниках. «Я всех честных чиновников держу у себя, — говорит губернатор. — Кого-то вы считаете нечестным? Давайте доказательства, он завтра же будет уволен.
Вон носится с обвинениями Счетная палата, которой вы делаете рекламу. Но я не знаю ни одного уголовного дела. Значит, вы вводите читателей в заблуждение».
Отдельный монолог губернатора был посвящен его любимой теме — тюменскому местному самоуправлению, «модель которого признана образцовой для всей России». Отдать власть вниз, считает Рокецкий, это и есть борьба с коррупцией.
Eще два вечных вопроса — Патрушевская больница интенсивного лечения и завод готовых медицинских препаратов. Два недостроя. По информации губернатора, есть надежда сдвинуть эти проблемы. Но хотелось бы иметь федеральное финансирование для оборудования больницы. Были переговоры с недавно приезжавшим в область Шаповальянцем из Минэкономики. Второе — кадры областной больницы не хотят ехать в Патрушеве. Губернатор сердится: посмотрим, кто кого измором возьмет.
Желающих взять завод препаратов «на себя» много. Губернатор предпочитает его продать, чтобы на вырученные деньги оборудовать больницу в Патрушеве. Сложные схемы и расчеты. Проблема сырья — на кого ориентироваться? Азия? Eвропа? Америка? Рокецкий надеется на одну из двух структур — Минэкономики или Газпром. Говорит: «Безучастия государства запускать завод не будем».
И в третий раз Леонид Рокецкий демонстрирует свою как бы отстраненную выжидательную позицию. На этот раз к конфликту ТНК и компании «Тура Петролеум». Вопреки ожиданиям он никак не обнаружил своих симпатий. Сказал: «Наблюдаю со стороны». Как можно было понять, областные власти вовсе не спешат интенсифицировать добычу нефти с месторождений Уватского района. Полтора миллиарда тонн запасов нефти — это наш резерв, который не стоит торопиться отдавать. Нефть дорожает, и она не помешает будущим жителям Тюменской области. Кроме того, выданы лицензии на исследование недр Тобольского и Вагайского районов.
Вот так, в целом спокойно, прошла сентябрьская пресс-конференция Леонида Рокецкого.