Большой мост
Левая сплотка моста через Туру в створе улицы Профсоюзной, долгие годы раздражавшая тюменцев своим неестественным изгибом, как будто строители промахнулись при монтаже, наконец-то встала на проектную отметку.
Мостоотряд-36 завершает работы на мосту. По словам Николая Руссу, при благоприятных обстоятельствах в конце сентября будет открыто движение на всем протяжении мостового перехода.
Торжественный момент — домкраты опустили левый пролет Профсоюзного моста на место, определенное проектом. На самой «горбушке» выгружают очередную машину бетона, судорожно дергается платформа вибратора. Идет укладка защитного слоя проезжей части. Положи сверху асфальт и — можно ехать.
Начальник мостоотряда-36 Николай Руссу, только вернувшийся из отпуска, начальник управления градостроительства Игорь Спиридонов, другие специалисты, не обращая внимания на дождь, проходят по блестящей поверхности моста.
Борис Вериго, директор «Мост-сервиса» из Новосибирска, вспоминает то время, когда приказом министра был назначен куратором этого строительства. Профсоюзный мост начинался в 1981 году. Потом был надолго заморожен — в связи с проектными ошибками, государственной сумятицей, неустойчивым финансированием.
Откуда-то слева доносится реплика для меня, что деньги на строительство дала администрация Тюменской области. «Как финансировали, говорить не будем», — отпускает шпильку Николай Руссу. Eго предприятие — главный мостовик юга, в этом году работало на 17-ти мостах. Про деньги я слышу от него при каждой встрече.
Сечет мелкий дождик, сквозь него сверху отлично смотрится речной порт. «Зашевелился порт», — говорю я. «Вся Россия зашевелилась», — отвечает Руссу. Он считает, что к концу сентября вторая очередь может быть сдана. Eсли, конечно, погода подарит хотя бы две солнечных недели. Торопиться не стоит, мост должен простоять лет 80-100, т.е. практически до XXII века.
Профсоюзный мост — последний из подобных городских проектов. Хотя в планах Руссу и города есть еще ремонт совмещенного моста на Мельникайте.
Рабочие закладывают плитами тротуары между двумя транспортными потоками. Здесь по проекту 1981 года предполагались трамвайные пути, но пока улита ехала, Тюмень решила обойтись без этого вида транспорта. Я пытаюсь утешить Николая Александровича: никто не знает, что придет в голову отцам города очередного созыва.
А сегодня левый и правый берега Туры практически связаны шестиполосным мостом — по три автомобильных потока в каждом направлении.
Дождь загоняет всех в вагончик, нам наливают крепчайший кофе. Спиридонов как бы невзначай «уточняет» день сдачи моста: «20 сентября, говоришь?». Но Руссу начеку: «Не раньше 30-го». Они вспоминают старые долги, оставшиеся еще с прошлого года, когда сдавали путепровод, Руссу загибает пальцы, перечисляя все условия, которые могут задержать пуск второй очереди: финансирование, погода, перила, мачты освещения, теплотрасса… Обсуждают борьбу губернатора Рокецкого за сохранение дорожного фонда. Говорят, что Неёлов отдал фонд и на Ямале рухнуло все дорожное строительство.
Кофе выпит. Названа дата очередного заседания штаба по сдаче моста. Выходим под дождь. В небо, скрывая всю Зареку, упирается гигантская бетонная дуга. Большой Профсоюзный мост.
***
фото: ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА;ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА;Игорь Спиридонов. ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА;ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА