Профессионализм без вдохновенья
Имя первой красавицы российского кинематографа, роковой Людмилы Чурсиной, магнетически тянуло. Слегка отталкивало название спектакля — «Императрица» (думалось о скучном повествовательном жанре исторической драмы, пахнуло нафталином). Но вдруг там роскошный декор, вдруг — вдохновенная игра. Моя коллега сказала: «Я пришла домой и забыла о спектакле». Согласитесь, это показатель. 31 августа в «Нефтянике», как всегда, был полный благодарной публики зал. И игру актеров «халтурой» назвать нельзя. Все — профессионалы, молодой «гардемарин» Мамаев, как герой «Титаника», неловкость театральных поз компенсировал молодостью и пылкостью, Фабула общеизвестна: престарелая Eкатерина II выбирает в нового фаворита, но не забывает о делах государственных. Звучат полезные для дня сегодняшнего
монологи: о неделимости государства российского, о воровстве, о просвещении и меценатстве. Публика живо реагирует на реплику «Сейчас все переводят деньги в Eвропу». Понятно: связь поколений, могущество России, ее потенциал… Хотя гордое вскидывание рук страстной Чурсиной при словах о величии России имеет эффект, невыносимо скучно и назидательно это звучит со сцены. Сухой, мертвый текст.
Одиночество великих мира сего, их трагедия воспринимается как неловкий фарс: слишком уж смущает разрыв в возрасте меж Чурсиной и Мамаевым. До дрожи пронимает коварство графини Брюс (Шарыкиной), чья вычурная игра в спектакле оживляла общий холодновато-«прогонный» тон, О декорациях помолчу, Их не было. Это после чудных-то в «Виктории и Сирене». Зато был прекрасный музыкальный фон, заполняющий эмоциональные пустоты.