Юбилей комсомола не повод для эйфории
Eсли судить по прессе, все тюменские экс-комсомольцы очертя голову ринулись в пучину празднеств юбилея ВЛКСМ. Нет, есть и те, кто смотрит на комсомол более сдержанно. Один из них — Вадим Бондарь, депутат городской Думы, а в прошлом комсомольский активист.
- Мнение, что в комсомоле было ‘здорово, — считает Бондарь, — сохранилось у тех, кто имел доступ к разным благам, кто ездил на всякие мероприятия компаниями. Я как член бюро райкома был очень в курсе, правда, сам не ездил. Мне несколько раз предлагали стать освобожденным работником, расписывали, какие блага я могу иметь. Звали в МЖК — отвечать за идеологию. Я мог получить квартиру не на заводе, махая ломом, а просто как комсомольский функционер. Но жизнь уберегла меня от такого решения.
- А походы в баню с девочками, описанные в перестроечной литературе, были?
- Да, конечно. Но что значит «с девочками»? Эти девочки были теми же комсомольскими активистками… Разные были люди. Последнее поколение развалило комсомол, а предыдущее действительно осваивало на энтузиазме наши болота. Моя мама — комсомолка. Она-то получила только медаль к столетию Ленина… Хотя нет, без благ все-таки не обошлось — я съездил в пионерлагерь «Орленок», потому что мама была с кем-то знакома.
- А чем вы, активист, занимались в последние годы существования ВЛКСМ?
- Я никогда не был комсомольским функционером. Меня затаскивали в райком и горком потому, что я был нужен как человек, на примере которого можно показать, что они делают. Я создал районный совет молодых специалистов. Мы ударились в культуру. Поскольку все были из разных отраслей, и как специалистам нам не о чем было говорить. Провели известную встречу тюменских бардов с поэтом Николаем Денисовым. Это было очень весело. Я стал известен в тусовочных кругах.
Однажды устроили диспут, так это называлось, с представителем церкви. И наследующий день меня … пригласили на работу в обком ВЛКСМ. Кстати, это был один из признаков развала комсомола: позвать в обком человека, который дал паблисити священнику. .. Разве это правильно с идеологической точки зрения?
- Был шанс сохранить сильный комсомол?
- Да — превратиться в молодежный профсоюз. Но для этого надо было отпустить всех, кто хотел уйти, и оставить энтузиастов общаться друг с другом. Но комсомол оттолкнул наиболее энергичную часть от себя. Я считаю, последние функционеры комсомол и кончили. Новые идеи не получали поддержки. Однажды я предложил организовать выборы первого секретаря райкома, Первый секретарь сказал: «О, это революционная идея, красивая идея. Но давай не будем». Потому что ему это было не с руки.
Комсомол назвали бы какой- нибудь «Новой силой» и во главе с каким-нибудь Кириенко приняли бы какую-то идеологию, но уже не коммунистическую. По крайней мере, энтузиасты бы не разбежались. Ведь кто-то ушел с обидой, кто-то даже с ненавистью. Потому что комсомол был жутко забюрократизирован.
- Что объединило бы людей? Только то, что они молодые?
- Это могла быть мощная организация, которая составила бы конкуренцию компартии. Скорее всего, социал-демократической ориентации. Может, она стала бы основой для нормальной социал-демократической партии. Хотя не знаю… Я бы, наверное, все равно ушел. Как только Травкин объявил о создании антикоммунистической партии,я туда записался.
- После того как появилось много партий, народ разбрелся — куда звала душа.
- Может быть, я заблуждаюсь — комсомол все равно развалился бы сам собой. Но тем не менее достойно прекратил бы свое существование. Не нужно было силой держать комсомольцев. Помню, в последние годы мы разбирали девушку, которая подала заявление о выходе из рядов. Говорили: мы не можем так просто ее отпустить! Хотели исключить за неуплату взносов, написать письмо в институт. Я сказал: «Ну давайте отпустим. Она же нам ничего не сделала». И надо отдать должное другим членам бюро: проголосовали за мое предложение.
- Какую роль сыграли возникшие в годы перестройки центры научно-технического творчества молодежи — НТТМ?
- Шустрые, умные ребята воспользовались этим делом, чтобы заработать. Комсомольским активистам свой процент доставался легко, они только посредничали. Но львиная доля денег пошла аферистам и проходимцам. Активисты на самом деле оказались плохими предпринимателями, несмотря на расхожее мнение. Впоследствии успехов на коммерческом поприще добились немногие.
- Какова судьба комсомольских денег?
- К моменту развала я давно уже не был комсомольцем и не имел возможности спрашивать. В один прекрасный день членство исчезло, а перерегистрацию в Российский союз они провели позже, когда людей уже не было. Вероятно, что деньги — в банках, которые открыли бывшие руководители ВЛКСМ. Было бы нормально, если бы некоторые банкиры отчитались, куда делись деньги и автомобили обкома комсомола.
- Изменились бывшие вожди тюменского комсомола?
- Я считаю, что люди шли в комсомол делать карьеру. И потом они аккуратно перескочили в новые условия. Вот говорят: до чего довели страну демократы. Демократов у власти еще не было, у власти номенклатура — партийная и комсомольская. Среди них есть достойные люди. Я не имею оснований ненавидеть остальных — это люди, которые продолжают делать свою карьеру. И идеология тут ни при чем.