X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Любовь наша — свет

Казалось, что совсем недавно тюменцы, впервые в культурной жизни города, с помпой отметили 125-летие со дня рождения великого русского писателя и философа-космиста Михаила Пришвина.

В те дни начала 1998 года наша телерадиокомпания «Регион-Тю- мень» порадовала выразительным радиоспектаклем по дневниковой пришвинской прозе. Небольшой творческий коллектив во главе с Татьяной Оносовой, с помощью консультанта-пришвиноведа профессора ТГУ Натальи Дворцовой, отлично выступил в столь редком для текущего времени классическом жанре.

В минувшую субботу по радио снова прозвучал обновленный вариант постановки «Дневник любви — Мы с тобой». Снова вначале шел комментарий Дворцовой. Но уже по поводу столетия со дня рождения Леды, Ляли… Валерии Дмитриевны, жены Пришвина. В преддверии этой даты утренний эфир наполнился голосами необыкновенной любви. Он ждал ее долгих 36 лет. В 67 лет звезда вечерняя не покинула блистающее небо и сошлась со звездой утренней в 29 лет. «Все, что я написал — путь к ней» (Пришвин).

Они встретились в холодную зиму 16 января 1940 г. А 16 января 1954 г. писатель ушел из жизни… Сказать, что Валерия Дмитриевна была настоящей музой Пришвина, — уже достаточно для их счастливого союза. Ведь такое — редкость в литературе. Многие гении вдохновлялись идеальным и недосягаемым женским ликом. Беатриче у Данте, Лаура у Петрарки… Правда, есть в нашей художественной истории Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина, Анна Григорьевна у Достоевского. Редчайшие награды небес.

Это не мистика. Пришвины были глубоко верующими православными. И оба — необычайно талантливы. Дворцова рассказала о драматической судьбе Валерии Дмитриевны, с молодости впитавшей животворные традиции отечественной культуры. В 20-е годы она училась в Московском институте слова, где слушала лекции светочей серебряного века — Павла Флоренского, Николая Бердяева, Ивана Ильина, Алексея Лосева. В те годы началась ее большая любовь к Олегу Полю — молодому подвижнику новой христианской философии. Eго труД»»Остров достоверности» лишь в 90-е годы стал известен в России. Ведь в 30-е годы Поль сгинул в ГУЛАГе. Она разделила его страшный путь. Правда, жестокая власть обрекла Валерию Дмитриевну на три года нарымской ссылки (это в нынешней Томской области). Потом ее «перевоспитывали» на строительстве канала Москва-Волга. После освобождения — трудные поиски работы, нужда. Но и в те страшные годы были верные друзья, которые предложили ей обратиться к Пришвину. Писатель зимой 1939-40 гг. жил в полном одиночестве в московской квартире. Разрыв с семьей, оставшейся в Загорске, стал неизбежным. Преодолевая депрессию, Пришвин решил заняться собственным архивом. Был нужен помощник. Так появилась Валерия Дмитриевна.

Дворцова считает, что жена Пришвина — незаурядная творческая натура. Известны свыше десяти ее книг и выдающийся труд- «Невидимый Град». На знатоков, деятелей серьезной культуры он уже произвел сильное впечатление. Так что не только муза, ной добрый соревнователь в искусстве мысли и слова. Одну книгу они написали вместе — дневник любви «Мы с тобой». Лишь «художница любви» (так писатель назвал жену) могла сказать в этой необычной книге: «Для любви нужен тот же талант, что и для поэзии. Люди умирают от голода, а мы от любви».

Главный мотив тюменского спектакля — без любви жизнь бессмысленна, она-то и есть сама жизнь. Постановка далека от идиллии. Вот, волнуясь и сопереживая, народный артист РФ Геннадий Баширов (в образе ведущего) рассказывает, как стоял Пришвин на коленях пред старой семьей, как молил отпустить его. Как кричали сыновья, что «сорвут с него (советские) ордена». Люди того поколения знают, какая беда грозила писателю, если бы семья предала дело огласке. Страшная тень ГУЛАГ а почти накрыла влюбленных, но все обошлось.

Прекрасно представили нам образ Валерии Дмитриевны артистка Eлена Самохина и образ Пришвина — артист Вениамин Панов.Хорошо передан творческий подъем писателя в тот, 1940-й, год. Словно их «песнь песней» осветили хмурый мир поэма о любви «Фацелия» и «Лесная капель».

В светлом сюжетно-композиционном поле спектакля контра- пунктно взрываются ссоры и размолвки. Но затем,чтобы вместе сказать: «Любовь — терпение и жалость, радость и счастье как дети любви». Радийный спектакль во многом держится на музыкальном оформлении. И здесь у тюменцев все сложилось удачно. Рахманиновское, чайковское настроение, интонация, мелодика. Фортепьянные пьесы и этюды и обозначили ту вселенную любви, которую раскрыли соавторы дневника. Нет труб, скрипок, органа. Камерный стиль ближе всего к диалогу двоих, соединивших физическое, телесное с.душевным и духовным в волнующую сонату о любви каклгаарчестве жизни.

Много интересных открытий принес этот спектакль своим слушателям. Именно в пришвинских дневниках любви можно встретить и удивительные прозрения двоих о главных и роковых полюсах бытия — жизни и смерти человека. Догадки Пришвиных намного опередили серьезные философские работы последующих десятилетий. Так бывает, когда мужское начало (творчество) и женское (сама любовь) встречаются под долгожданной, только для любящих сердец горящей звездой пленительного счастья,

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта