Завод со старым именем -АТЭ
Завод АТЭ — один из крупнейших в России, специализирующихся на производстве автомобильного электрооборудования. История рождения завода типична для военных лет, когда в Тюмень было эвакуировано оборудование московского АТЭ-2, калужского завода мотоэлектрооборудования и ленинградских электротехнического и карбюраторного заводов. Сегодня завод известен под именем АТЭ. — Автозаводы на грани остановки. Магнитка 80 процентов металла отправляет на экспорт, -с этого начался разговор с коммерческим директором завода АТЭ Валерием Борисовым. — В Липецке даже на завод не пускают. От денег отказываются. Ситуация, складывающаяся на АТЭ, впрочем, довольно показательна и парадоксальна. Завод, несмотря на трудности с поставками сырья, работает. Более того, за прошедшие 8 месяцев объём производства по сравнению с прошлым годом вырос на 122 процента. Заводская продукция покупателя не ищет. Затаренные склады невостребованной продукции — в далеком прошлом. Нынче само понятие «сбыт» здесь устарело. Так же, как и, на мой взгляд, название завода — «автотракторного электрооборудования».
— Нет, название мы менять не собираемся, — на мой вопрос о вывеске отвечает коммерческий директор. — Нас знают вся страна и зарубежные партнеры и потребители. А то, что продукцию выпускаем сейчас новую… пользуется спросом.
В не совсем забытые времена завод АТЭ выпускал и поставлял запасные части для техники агропромышленного комплекса в 67 стран мира (до 90% от общего объема), сегодняшняя продукция — это в основном комплектующие для автозаводов, приборы электроподогрева и газовые счетчики.
Сейчас бензонасосы в фирменной упаковке ТАТЭ можно встретить в любом магазине автозапчастей в России. Сначала заводчане рассчитывали выпускать до 3 тысяч бензонасосов в месяц, а сегодня спрос вырос до восьми. Под эти объемы завод докупил необходимое оборудование.
Газовые счетчики от АТЭ также побили все рекорды популярности. То ли еше будет, если газификация городских окраин и сел пойдет такими, как сегодня, темпами. В цехе по выпуску счетчиков меня уверили, что эти приборы серьезно i экономят семейный бюджет потребителя газа. Кстати, газосчетчики с ТАТЭ — самые дешевые за Уралом.
На ниве катушек зажигания тоже прогресс. Их здесь выпускают практически для всех отечественных автомобилей -до 85 тысяч штук в месяц. Сейчас в разработке погрузной модуль, необходимый для комплектации автомобилей ВАЗ последней модификации. Экспериментальные экземпляры находятся на испытании на тольяттинском автозаводе.
— А почему бы не помечтать, коль запасные части выпускаете, может, когда-нибудь и автомобиль сойдет с конвейера?
— Это будет золотой автомобиль, — скептически замечает Валерий Иванович. — Пока что наша продукция востребована на автозаводах и у рядового потребителя.
На спрос ориентирован сегодня весь производственный процесс. Рынок регулирует ассортимент. Не котировалась свеча зажигания — отказались от свечного производства. Триста человек с этого участка перешли на новую линию. Без работы не остались. Более того, на некоторых линиях перешли на работу в две смены. — Кстати, о рабочих руках, которых нынче дефицит.
— Костяк сохранился. А насчет дефицита… Станочники нужны как воздух. Вообше-то коллектив у нас стабильный, уверенный. Хор поет. И русский, и татарский.
Согласна, самодеятельность — неплохой показатель стабильности коллектива. Хотя хором сегодня никого не удержишь. А вот жилье (72-квартирный дом сдается в сентябре) — это, пожалуй, поможет заводу сохранить рабочих на заводе. И это .значит, что с конвейера ежедневно будут сходить необходимые приборы и запчасти. А может, и автомобили (если помечтать)!
— Я верю в будущее завода, — сказал оптимистично на прошание Валерий Борисов. Eму виднее, двадцать лет отдано заводу с именем АТЭ.
***
фото: