X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

В ожидании «Белого рождества»

10 лет назад, 12 сентября 1989 года, ушел из жизни гений американской музыки Ирвинг Берлин, наш земляк. Уроженец Тюмени прожил почти 102 года. В США про него говорили, что американская музыка ? он сам.

Eго композиции популярны и среди джазменов России. По инициативе замечательного деятеля тюменской культуры Всеволода Бессараба с 1988 года в нашем городе прошло восемь фестивалей в честь Берлина — «Александр рэгтайм бенд». Название связано с известной композицией «AI exander’s ragtime band- (1911).

И вот тюменский джаз-клуб «Паркер» (не путать с авторучкой, а помнить великого Чарлза Паркера), основанный два года назад, где главную скрипку играет джаэ-бенд Всеволода Бессараба «1902» (год рождения джаза), впервые у нас дал концерт памяти Берлина. День в день, когда его не стало и 10 лет спустя.

Место действия — тюменский «Арт-клуб» в преображенном кинозале бывшего ДК «Нефтяник». Современный дизайн, погруженные в уютный полумрак столики, свечи. И музыка, музыка — в стиле «ностальжи». Приятная публика, -понимающая толк в джазе. И относительно недорого, если заказать кофе и мороженое. Правда, ближе к ночи в зале может появиться шумная молодая компания, но терпимо.

Одним словом, часы пробили девять, ведущая и певица Инга Лударева высветила зал улыбкой, приветами и своим увлекающим энергетическим посылом. Проснулись инструменты, началось представление джазменов. Ну конечно, это он — руководитель джаз-бенда Бессараб, тронувший струны так, словно ловкий массажист, пробежавший пальцами по моим дремавшим нервам. Легко и зажигательно. А его банджо светило своим кругом так, как бьет в людей аризонское солнце. Но тут проворчал сакс-сопрано Юрия Ситникова, громыхнул в ответ расстрига-барабан Святослава Яковенко, ритмично подтолкнула сердце электрогитара Александра Расина, добавила ритма бас-гитара Виктора Землянского. Концерт начался.

В перерывах композиций Бессараб рассказывал о судьбе Берлина. И про теплое письмо его дочери в Тюмень, и про споры разных городов, старающихся и сегодня «захватить» его колыбель. Но авторитетная энциклопедия джаза однозначно указала на Тюмень. Бессараб назвал Берлина провозвестником нашей авторской (бардовской) песни, ибо он писал слова к своим вещам.

Не скажу, что все 14 композиций были равноценны. Джазмены покопались в «Remember» -«Помни» (в стиле slow), малость поробели пред океаном любви («Howdeepisocean»). Но дальше Лударева обрела уверенность в завораживающих синкопических синусоидах своего диапазона, то бросая нас высоко в небо, то продираясь с нами сквозь лианы Флориды. Меланхолически романтичный мир джаз-бенда Бессараба сел на верных лошадок ритма и где рысью, где галопом, где иноходью помчал нас по зеленым холмам. Хороша была «Спапде partners» в ритме bossa nova. А когда во втором отделении на сцену вышел специальный гость — певец Александр Истомин, они сотворили с Лударе-вой такой зажигательный «перепой» , что мне стало совсем легко и радостно. Но тут зазвучала божественная «White Christmas» -«Белое Рождество», и очистилась душа, и вечные слова обласкали всех потерянных и приунывших. А дуэт пел про возвращение Берлина на наш Север, туда, где «ребятишки прислушиваются — не зазвучит ли колокольчик под дугой среди снегов?».

В один из перерывов к сцене вызвали Андрея Медведева -любителя джаза, не пропустившего ни одного концерта в Тюмени со дня основания клуба в сентябре 1997 года. Оба лауреата премии имени Берлина — Бессараб и Истомин — вместе с презентом адресовали молодому человеку музыкальный посыл дружбы и настроения.

Сказав нам в начале программы «Помни!», джаз-бенд раскланялся с нами народной мелодией Рэгтайм-оркестра Александра. И мы пошли домой, а первоклассные классические музыканты несли нас над лужами и грязью заморосившего тюменского сентября. Ведь музыка, если она захочет, можч1 сотворить любое чудо.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта