Огораживание как свобода для избранных
«Огораживания — насильственный сгон крестьян феодалами с земли, которую затем огораживали изгородями, канавами…». Большой энциклопедический словарь, Москва, 1998 г., стр. 831.
Это самое огораживание началось в Англии еще в начале XV века, когда на месте нынешней Тюмени гонялись друг за другом конские табуны Но идея не умерла. Уже в наши дни она с регулярностью больший наводнений заливает улицы областного центра.
Помню, как лет 25-30 тому назад благообразный первый зампред Тюменского облисполкома рассказывал журналистам на пресс-конференции о пользе, которую принесут городу согнутые дугой водопроводные трубы. Они-де не позволят пешеходам разгуливать по «проезжей части и тем самым спасут огромное количество жизней. После внедрения идеи в жизнь типичной тюменской картинкой стала толстая тетка, переваливающаяся через ограждение из тех самых труб.
А потом очередной зампред или сам пред решили, что самогнутые трубы не украшают нефтегазовую столицу мира. Все свезли в металлолом.
Сейчас перед нами — очередной этап Огораживания. Правда, новых условиях, когда на каждых четырех тюменцев, приходится как минимум один автомобиль.
Автоинспекция, побуждаемая статистикой (на улице Пермякова, где сделан этот снимок, в год в среднем погибает 8-10 человек), настояла на сооружении барьера. Мол, рядом светофор! Своевольный тюменец, воспитанный на просторе, где некогда гуляли табуны кобылиц, ограждений не признает. И давит на власть. Власть поддается и соглашается резать только что установленные преграды. Так, вчера были прорублены проходы на улице Профсоюзной у фирмы «Рентал». Автоинспекция в шоке. «Там же до перехода метров 30!» — возмущается сотрудник пресс-службы облГИБДД Анжела Борисова. И дает понять, что инспекция намерена привлечь коммунальщиков, снесших укрепления, к суду.
Но одновременно в Огораживании мы наблюдаем и другую тенденцию. Повсеместное попустительство частным предприятиям, банкам и фирмам, которые под шумок прихватывают, кто с молчаливого, кто с официального согласия властей, кусочки городского пространства.
А чего желают «городские бароны»? Они желают создать среди городских кварталов своеобразные сеттльменты, заповедники тишины и покоя для узкого круга лиц. Такое произошло с кварталом, где расположились «Семь гномов», и никакая архитектура, никакой земельный комитет ничего не могли с ними поделать.
С большим трудом, после ряда публикаций в «Тюменском курьере», удалось отвергнуть посягательства одного из банков на целую улицу в центре Тюмени. В ходе борьбы сотрудник службы безопасности этого банка собирал досье и на редактора газеты, и на его родственников. Улицу в конце концов раскрыли, но и сейчас назвать ее проезжей можно лишь условно.
Новый пример: офис «Синтры» на Первомайской. Красивый получился особняк. Но по собственному опыту знаю, что ради этой красоты жильцы дома вынуждены протаптывать себе дорожку в грязи. Поскольку пути выхода к автобусной остановке перегорожены чугунным заборчиком с острыми навершиями. Видимо, для того, чтобы кому-то не пришло в голову перелезать через заборчик.
Не думаю, что торговцы бензином и финансисты такие уж отчаянные люди, чтобы бросать открытый вызов городским властям. Нет, скорее всего, кто-то из чиновного люда пообещал, что закроет глаза на захват городского пространства, которое по Уставу города принадлежит всем нам.
Вот такое противоречие. Там, где идет речь об ограничении ради сохранения жизни пешехода, власти охотно отступают. Там, где интересы этих же пешеходов входят противоречие с желаниями обитателей сеттльментов, власть безмолвствует.
«Сеттльмент — особый район города, создававшийся в зависимых странах крупными государствами-метрополиями для проживания их подданных. Не подлежал юрисдикции местных властей». Большой энциклопедический словарь, стр. 1090.
Ишь, как точно сформулировано: не подлежал юрисдикции… Но почему в словаре только прошедшее время?
***
фото: