С чеком по жизни
Две проблемы замучили специалистов комитета по защите прав потребителей.
ПEРВАЯ — древняя, уже набившая оскомину. Покупая вещь, становясь потребителем, горожанин забывает взять чек, и тем самым лишается львиной доли своих потребительских прав. Специалист комитета Надежда Чурсина указывает, что покупка — не просто вручение денег продавцу. С юридической точки зрения, это вообще-то серьезный акт, обозначающий вступление в определенные отношения. Ответственность в равной степени ложится как на продающую, так и на покупающую сторону. Гарантией защиты потребителя служат чек и простое знание адреса торговой точки.
С магазинами все понятно, здесь народ ориентируется. А вот на рынке система самозащиты словно отключается. Принеся купленную вещь домой, обнаружив брак, потребитель бежит к защитникам своих прав. Eго спрашивают: где купили? Но человек знает только название рынка, о ряде, месте, не говоря уже о фамилии продавца, представление смутное. Пример. Дама приобрела на «Солнечном» бракованный блузон. В жалобе назвала ряд-место, комитетчики приходят, а там, оказывается, всегда торговали макаронами. Пришлось вести жалобщицу на рынок, и только там она худо-бедно сориентировалась, показав ряд, однако не вспомнила торговое место.
В сознании покупателей давно укоренился предрассудок, что на рынке чека не дают. Дают! Но, естественно, не кассовый, а товарный. Он представляет собой листок с ФИО продавца, названием вещи, даты и стоимости покупки. Товарный чек можно «нарисовать» от руки, если у продавца нет штампика. Имея этот документ, можно быть совершенно спокойным, в случае чего — продавец не отвертится.
Пользуясь безграмотностью потребителей, коммерсанты отказываются под разными предлогами выписывать товарный чек. Надеются, что народу нас покладистый: не дают — и не надо. Отказ сам по себе должен служить сигналом: значит, продавец не уверен в себе и своем товаре. Надежда Чурсина уверяет, что среди коммерсантов подобных хитрецов все меньше. За покупателя сейчас держатся, поэтому покупателю имеет смысл проявить настойчивость. Ну а если нашла коса на камень — всегда можно найти другого продавца.
Защитники потребителей, конечно, помогают как могут. Факт покупки можно подтвердить с помощью книги продаж, которую ведут продавцы. Плохо, что книга — штука невразумительная, поскольку заполняется неаккуратно. Когда из книги ничего нельзя выудить, остается надеяться, что запирающегося торговца «сдадут» соседи, пекущиеся за репутацию всего ряда. Такое случается нередко (этим закончилась история с бракованным блузоном).
ВТОРАЯ глобальная проблема — долевое строительство. После скачка доллара строительные фирмы принялись корректировать условия сделки. Дольщикам предлагают доплатить за отделку квартир, сантехнику и т.д. Дольщики жалуются. В комитете проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что единственным документом, который регулирует спор, является договор между заказчиком и строительной фирмой. Того, что в договоре не прописано,клиент не получит. Доводы типа «это же подразумевалось» — не в счет.
Eще один вопрос — штраф за несоблюдение сроков строительства. Фирмы вносят в договоры небольшой штрафной процент — 0,1-0,3. Но, по словам Чурсиной, закон предусматривает не менее 3 процентов. Суд здесь будет руководствоваться законом, а не договором.
Специалисты комитета настоятельно рекомендуют будущим жильцам обратить внимание на такую шумную вещь, как бойлерная. Жители обычных домов привыкли, что бойлерные находятся в отдельно стоящих строениях однако в суперсовременных элитных многоэтажках бойлерные почему-то размещают в подвалах. От счастливых новоселов косяком пошли жалобы: дескать, отдал 100 тысяч долларов и получил такое вот «комфортное» жилье.
Выход понятен — внесите свои требования (условия) в договор
Сообщаем новый телефон ко митета по защите прав потреби телей при управлении по рынку товаров и услуг: 22-61-09.