X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Тюменский след полярного летчика Мазурука

В музее аэропорта «Плеханове» есть фотография человека в форме генерал-майора морской авиации с Золотой Звездой на груди. Это Илья Павлович Мазурук (1906-1992) представитель легендарной плеяды первых покорителей полярных широт и первооткрывателей воздушных трасс в небе Сибири.

Какое же отношение имеет к нашему городу пилот, совершивший первые полеты в Арктику и Антарктику? Судя по архивным документам — самое прямое.

В фондах госархива Тюменской области сохранились свидетельства о непосредственном участии Ильи Мазурука в укреплении самолетного парка Обской авиагруппы ГВФ в конце тридцатых годов. Именно тогда Герой Советского Союза Мазурук, возвратившийся из экспедиции на Северный полюс, которая высадила на льдину группу Папанина, возглавил всю полярную авиацию страны — авиацию Главсевморпути.

По его приказу на взлетной полосе плехановского аэропорта появились самолеты Р-5, отлично зарекомендовавшие себя при спасении челюскинцев.

Летом 1939 года 33-летний полковник Мазурук мастерски приводнил на Андреевском озере невиданный сибиряками воздушный аппарат — американскую летающую лодку «Каталина». За два года до него на это же озеро Василий Молоков совершил посадку на германском гидроплане «Дорнье-Валь».

Вместе с Эдуардом Лухтом, который сменил на посту начальника Обской авиагруппы ГВФ расстрелянного НКВД Владимира Кливе, Мазурук начал разработку плана экспедиции на остров Белый в Карском море и попутно ознакомился с состоянием «тюменского воздушного флота», имевшего шесть исправных единиц. Побывал главком полярных летчиков и в штабе группы — двухэтажном доме по улице Первомайской, 25, к сожалению, не сохранившемся до наших дней. Экспедиция на Белый так и не состоялась, но Илья Мазурук сохранил о нашем городе самые благоприятные воспоминания (См. «Записки полярного летчика»).

Вторично ас полярных широт появился в Тюмени уже в годы войны. С 1943 года генерал-майор авиации Мазурук командовал 1-й отдельной авиаперегоночной дивизией и одновременно руководил авиатрассой Аляска-Красноярск. По этому дальнему пути советские летчики перегоняли американские истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Мустанг», а также бомбардировщики А-20 «Бостон», поставляемые в нашу страну по ленд-лизу.

Объектом особого внимания в нашем городе для генерала Мазурука был завод № 241 наркомата авиапромышленности. В ангарах завода, размещавшихся на месте нынешней Центральной площади Тюмени, собирались не только десантные планеры А-7 конструкции Олега Антонова, но и доукомплектовывались «заокеанские» гости. Именно к ним генерал Мазурук имел самое непосредственное отношение. Происходило это в 1943-1944 годах.

Летом предпоследнего года войны 241-й авиазавод покинул Тюмень. Но интерес Мазурука к нашему городу остался. Неоднократно приезжал Илья Павлович в Тюмень после войны. Об этом и напоминает старая фотография в музее тюменских авиаторов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта