Хрустальная мечта Анатолия Попова
— А вы знаете, что советские машины делятся на четыре категории? -спросил Анатолий Попов, председатель городского земельного комитета. Пришлось честно признаться, что не знаю.
— Самая семейная машина — это «запорожец». Ни одна посторонняя женщина в него не сядет. Самая вечная — «москвич». Не продашь. Самая холодная — «волга». В ней всегда ездили в натуральных шапках, дубленках и шубах. А нормальной машиной всегда считались «жигули».
— Откуда такие познания?
— Хрустальная мечта моей жизни — быть шофером. За руль я сел в 14 лет. Мы тогда жили в селе. Я постоянно крутился около машин. Что-то принести, отнести — я всегда рядом. Первый автомобиль, который научился водить, -«ЗИС»-5. Очень хорошая машина, она еще топилась дровами. Eдешь-едешь, остановишься, накидаешь в печку чурок — и дальше.
— Как же вам в 14 лет машину-то доверяли?
— В селе работы всегда хватало. Да и гаишников не было. Шофер Петр Иванович с большим удовольствием давал мне порулить. Под его присмотром, конечно.
А когда я перешел в восьмой класс, у нас в школе ввели одиннадцатилетку. Мы четыре дня учились, два работали. Практику я проходил на машинно-тракторной станции. Ремонтировали трактора, комбайны. И ничего за это не получали. Но нам нравилось, мы никогда не жаловались. Мы учились на трактористов или водителей. Но права я так и не успел получить — ни тракториста, ни водителя. Мы переехали в Соликамск. Я пошел в другую школу, с другим уклоном, где нас уже готовили по специальности «слесарь по ремонту и обслуживанию бумагоделательных машин». В Соликамске до сих пор на таких машинах выпускают газетную бумагу, в том числе и для «Тюменского курьера».
После окончания школы, в 1965 году, поступил в военное училище. Водительские права получал уже там. На первом занятии нужно было правильно тронуться с места. Меня посадили на «ГАЗ-51». (Надо сказать, что этот автомобиль идеально подходит для учебы. Он чувствует любую неточность водителя). А я тронулся с места и поехал сразу на второй скорости. Наш инструктор никак не мог поверить, что у меня нет прав. Я тогда очень боялся, что лишусь возможности ходить на уроки вождения, а значит, и посидеть за баранкой. Но потом получилось так, что я больше своих сокурсников водил машину. Когда нужно было куда-то ехать, брали всегда меня.
— Скажите, а с какой техникой приходилось иметь дело?
— За 27 лет, которые я отслужил в армии, пришлось водить все виды армейских машин. Был такой случай. Я служил в Чехословакии, и к нам пришло пополнение. По тревоге нужно было срочно выехать на груженых машинах. Мы сели с водителем, я ему говорю: заводись, поехали. А он мне: я не знаю, как такая машина заводится. Спрашиваю, какую можешь водить? Оказалось — никакую. Так как же ты права-то получил? Он отвечает: мне дядя на день рождения подарил, он директор автошколы. Зато к концу армейского срока парень уже имел корочки водителя второго класса.
— А какая у вас была первая машина?
— Моя первая машина — горбатенький «запорожец». До сих пор я о нем вспоминаю с особой теплотой. Я учился в Москве в академии. А «запорожец» для Москвы незаменим — маленький и юркий. Когда закончил академию, с машиной пришлось расстаться. Кто знал, куда после учебы распределят служить. А вообще я сменил четыре «запорожца».
— А шоферские истории у вас в запасе имеются?
— А как же! Это было в Москве. У меня еще был первый «запорожец». Как-то летним вечером в дороге случилась небольшая поломка. Лежу под машиной, ремонтирую. Надо сказать, что прежний хозяин «запорожца» спереди приделал фирменный знак «мерседеса». Поменял фары. И вообще, машина была настолько ухоженная, беленькая — прямо невеста. И пока я ремонтировался, мимо прогуливались два старых друга — полковник и генерал. Остановились и разглядывают мою машину. Потом подходят и говорят: подскажите, мы вот с другом поспорили, что это у вас, «фольксваген» или «рено»? Когда они узнали, что это советский «запорожец», долго смеялись.
— А теперь вопрос Попову-чиновнику: как вы относитесь к тюменским дорогам?
— Какой бюджет — такие и дороги. Как платим налоги, так и дороги содержат. Были бы деньги, неужели бы дороги не сделали? А то бюджет нужно так растянуть, чтобы и на освещение улиц хватило, и чтобы город к зиме подготовить.
— В недалеком будущем, говорят, в России будет разрешено употребление пива за рулем, как считаете, это возможно?
— Я крайне негативно отношусь к пьянству за рулем. И категорически против подобного разрешения. После пива клонит в сон. В армии я всегда наистрожайшим образом наказывал подвыпивших водителей. Сам никогда в жизни себе не позволял сесть пьяным за руль. Машина такого не прощает.
***
фото: