И на краю жизни — жизнь!
Погожий денек, позолот та сада, мирные старички на скамеечках, радостно отвечающие на приветствие… В тюменском доме-интернате для престарелых и инвалидов 1 октября праздновали День пожилого человека.
С праздничным визитом в интернат приехал президент Тюменской торгово-промышленной палаты Eржан Макаш. В столовой во время праздничного обеда Eржан Николаевич вручил жителям интерната цветы и большие настенные часы, заметив: «Мой визит- не только жест души, но и желание материально, осязаемо заботиться о, пожилых людях». Нарядные пенсионеры подходили к Макашу, произносили трогательные речи с пожеланиями здоровья (всем бы поучиться у старости искусству добрых пожеланий!).
На первом этаже дома празднично: уютная древесная отделка стен, поздравительные плакаты. Идем по длинному коридору второго этажа: старый линолеум, бледные стены… «Дому уже давно нужен капитальный ремонт. В ужасном состоянии комнаты, коридоры, санузлы. Нет инвалидных колясок (весь второй этаж занимают «лежачие» жильцы), не хватает медицинского оборудования, нужны пеленки, постельное бельё, необходимо расширить овощехранилище», — рассказывает директор дома Татьяна Петрова.
Заходим в одну из комнат на втором, к Любови Кузнецовой. Расспрашиваем о жизни в интернате. «Лекарства большинству инвалидов нынче не по карману, а здесь они есть, есть и прекрасные врачи. Питание лучше, чем в больнице, но скромное: вегетарианские супы, символический ужин».
Между прочим, в области всего 16 домов престарелых, из них лишь ОДИН в Тюмени! Общая очередь в эти дома — 600-700 человек. Попасть в интернаты архисложно: нужна куча справок и документов. Тюменский дом не может принять большее, чем есть, количество жильцов: у каждого своя отдельная комната, и нарушать заведенный порядок, подселяя стариков друг к другу, директор не считает возможным.
В штате дома 65 человек на 105 проживающих. Средний возраст жильцов 80 лет, большинство — инвалиды. Eстественно, персонала не достает, и работы ему хватает. Потрясает факт, что при оплате 300 рублей в месяц здесь работает младший медицинский персонал.
Спонсоров на сегодняшний день у дома нет. Областные социальные службы не обижают интернат, но поступления в их бюджет в последнее время малы. Помогают городские депутаты — оплачивают медикаменты. Пообещал помощь мебельный магазин. «Я не могу требовать что-то для своего дома, — признается Татьяна Владимировна. — Сразу представляю тех стариков, кто остается за дверями дома, им помощь нужнее».
Узнав все эти невеселые факты, Eржан Николаевич резюмировал: «У нас в торгово-промышленной палате 160 человек. Мы привлекаем их к благотворительности, организовали городской благотворительный фонд. Будет вам адресная предметная помощь». В конце визита Eржан Макаш посетил выставку прикладного творчества. Оживился, увидев лоскутное одеяло: «Обязательно вам такое закажем! Как казахское!»
Продолжаем беседу с Татьяной Петровой в ее кабинете. Спрашиваю, есть ли что-то хорошее в жизни дома? И вдруг из окна раздается задорная песня под бойкую гармошку.
«Это Анфия Дмитриевна. Мы ей вручили почетную грамоту самого живого человека, — признается Татьяна Владимировна. — Вот вам и положительное: создан хор, приезжают к нам с концертами ансамбли «Ровесник», «Ритм», хор русской песни поселка Березняки, артисты филармонии. Поддерживаем связь с детским домом №66 (нужно видеть счастливые лица стариков и детей, когда они разговаривают, играют!), посещаем все выставки краеведческого музея. К празднику объявили конкурсы: на лучшую комнату, поделку, песню. Дом поддерживает связь со Знаменским кафедральным собором. Верующих у нас — 95 процентов. Молельной комнате дома собор подарил иконы, приходят к пожилым сестры милосердия.
…Eстественно, работать с пожилыми людьми сложно: они прямолинейны, категоричны. Могут и жалобу к губернатору отнести. Но в моменты откровений они такое расскажут о своей жизни, такой дадут мудрый житейский совет, что забываются все хлопоты и обиды!» — признается в конце монолога Татьяна Владимировна.
26 декабря 2000 года дому исполнится 30 лет. Надеемся, что к этой дате ему помогут преобразиться.