Осенний ренессанс тюменской культуры
Оригинальные культурные акции в нашем городе скрасили мокрый и хмурый сентябрь. Впервые в Тюмени прошел вернисаж небывалой художественной выставки. Уникальной и числом, и качеством.
Областная юбилейная экспозиция в залах музея изоискусств посвящена 110-летию со дня первого такого смотра в сибирских городах. Сотрудник музея изобразительных искусств, автор и хранитель тюменской коллекции Наталья Сезева с год назад прочитала в газете «Восточное обозрение» от 23 апреля 1889 г. о проведении такой выставки в Александровском реальном училище стараниями его директора, известного просветителя Ивана Яковлевича Словцова.
Надо знать характер Сезевой, чтобы понять, какой ценой ей удалась дерзкая задумка. Мешало многое, особенно непривычный, колоссальный масштаб сотворения экспозиции. И вот на трех этажах сияют и плачут полотна, блистает неповторимый декор двух веков, графика и прикладное искусство, дизайн, скульптура. Все стили — от мощных перспектив реализма до тонкой поэзии символических фантазий художников новой волны, рожденной переменами после 1985 г. Свыше 300 «экспонатов» и более сотни авторов.
Сезева с коллегами первыми достойно встречают XXI век. В потоке художественной истории Тюмени в залах встретились революции и метаморфозы нашей неповторимой природы, война и мир, любовь и быт разных эпох, герои-созидатели земли тюменской — мещане и купцы, промышленники и юные барышни, нефтяники и строители, философы и поэты. Все слои тюменского живого мира за 110 лет.
Упорной Сезевой пришлось убеждать здравствующих мастеров в своем сюжете. Самолюбивые художники всегда хотят видеть себя на выставках в автономных ячейках, а тут одна вещь висит на втором этаже, другая — на третьем. И хотя всем понятно, что в этом «оркестре» эпохи и движений стилей каждому отвели роль «голоса» в общем хоре, но по инерции хотелось немножко выделиться.
И все же достигнут успех единой тюменской картины, вобравшей в себя лучшие произведения разных лет. И в такой композиции они зазвучали по-новому, открыв неожиданные смыслы и решения Ивана Котовщикова и Александра Митинского, Александра Мурычева и Виктора Овчарова… Старшего поколения, первооткрывателей оригинальной («домашне-уютной») тюменской художественной школы.
Но сначала посмотрим вещи Ивана Александровича Калганова (1846-1882), нашего «сибирского Хогарта», и Василия Герасимовича Федорова (1857-1924). Они были первыми, и было непросто атрибутировать их произведения. Не называю мастеров среднего (40-60-е годы) и молодого (70-90-е годы) поколений. Их десятки. Забудешь кого — обидятся, тем более что многие здравствующие художники, жалуясь на трудные времена, все-таки представили интересные новинки 1999 года. Они все чаще обращаются к философскому и этическому пределу современника, за которыми или погружение во тьму зла, или поиск света.
Из подробностей, не замеченных в местных СМИ, давших скороспелые отчеты. Солидно представлен художественный Тобольск, целый десант тоболяков прибыл на вернисаж. Но устроители ничего про них не сказали. Обиженные тоболяки молча удалились. Область собирается помочь музею и местному Союзу художников издать большой альбом-монографию о нашей живописи. Мэр Степан Киричук в ответ сказал про гранты, выделенные городом под шесть художественных премий, которые будут присуждаться по жанрам и носить имена знаменитых тюменских художников.
Волну ропота поднял председатель отделения СХ РФ Александр Новик, опрометчиво назвавший по две-три фамилии коллег из каждого поколения. Не было и традиционной обзорной экскурсии по залам, что непонятно. Впрочем, выставка будет развернута до 28 октября, и сотрудники музея выйдут к вам.
Вторым знаковым событием в нашей культуре стала официальная премьера тюменского театра «Ангажемент». Драматург Олег Богаев (Eкатеринбург) и молодой режиссер Вадим Дегтерев предложили зрителям театральную игру «Комната смеха для одинокого пенсионера». Вообще-то название пьесы — «Русская народная почта». С таким именем она нашумела в столицах в минувшем театральном сезоне. «Ангажемент» еще в августе показал первый вариант прессе и своим друзьям. Мой отзыв уже прошел в «Курьере».
По словам художественного руководителя театра Леонида Окунева, блистательного актера и исполнителя главной роли пенсионера Жукова, в постановку были внесены коррективы, что позволило «Ангажементу» удачно выступить на фестивале молодежных театров России в Eкатеринбурге в начале сентября. А сейчас цитата из программки премьеры: «И жизнь, и слезы, и любовь, и политика, и недавняя советская история, канувшие в Лету друзья-товарищи… Все былое выворачивает душу брошенного миром одинокого пенсионера Ивана Жукова. Чтобы спастись, он пишет сам себе письма и комментирует их. В фантазиях и сновидениях герой общается с королевой Англии Eлизаветой II, Лениным, космонавтами и телезвездами. Спектакль затрагивает проблему Великого Отказа — жестокого одиночества современного человека». Поскольку я сию «ориентировку» написал по просьбе Окунева недавно, она избавляет меня от пересказа сюжета и проблематики премьеры.
На мой взгляд, и в последней редакции молодые постановщики чрезмерно увлекаются дурной черноюморной манерой известного конфликта отцов и детей в эпоху радикальных реформ. Наши заброшенные старики — не лучший их итог. Отечественная традиция на театре признает пушкинское милосердие и уважение к минувшему. Игровая эксцентрика глума над ними обернется очередной жестокостью детей уже поколения 21 века. Не скажу, что пенсионеры уходили пачками с двух премьерных спектаклей 30 сентября и 2 октября. Они действительно уходили — без шума и достойно. Ведь они знают, что было хорошего в их истории. И господа Богаев с Дегтеревым живут благодаря им тоже.
Что касается актерской игры, то тут все в норме. Умело работают Леонид Окунев, Наталья Кутьмина, Алексей Шлямин, Людмила Седринок, Михаил Панюков и Юлия Бобровская.
И третье событие. Персонального характера. В Германии заканчивается работа над выпуском в свет «Всемирного лексикона художников». По представлению НИИ искусствознания при Российской академии художеств в лексикон включена биобиблиографическая статья о тюменском художнике Владимире Волкове. Мастер (1941 г.р.) работает в разных жанрах, особенно выделяются пейзаж и портрет. В последнее время заметна его тяга к напряженным духовным исканиям. На юбилейной выставке они видны в портрете тюменского философа Федора Селиванова (1999).
***
фото: