Расскажите про дядю Федора
С Марией Красавиной, чемпионкой мира, России, призером чемпионата Eвропы по скалолазанию, мамой двух детей, мы встречаемся на катке в Затюменском парке. На каток Мария с дочкой Таней и сыном Сережей ходит постоянно. В день нашей встречи достаточно холодно, но Марии и детям хоть бы что.
Это и не удивительно, ведь мама Наталья Степановна воспитывала Марию по известной методике Никитиных, которые считали, что детям полезно заниматься физкультурой и закаляться, даже ходить по улице босиком.
— Мы детей сильно не закаляли, но спортивный комплекс был с пеленок. Я не делала ставки, чтобы она стала чемпионкой мира. Но было важно, чтобы Маша была сильна физически и морально, — рассказывает Наталья Степановна, которая тоже пришла на каток. (Выглядит очень спортивно — альпинистка, любительница турпоходов.) Она приезжает из Eкатеринбурга, когда не занята работой. Говорит, они легко справляются с детьми все вместе: с ними интересно, весело.
Мария отмечает: свою семью в основном формирует с оглядкой на родителей, как они поддерживали друг друга. Муж Марии Станислав Лобзов раньше посвящал себя тренерской работе, сейчас ушел в менеджмент спорта. Он тот самый уникальный пример мужчины, который был в отпуске по уходу за ребенком.
— Стас много времени проводит с детьми, легко остается один с ними, давая мне тем самым время для тренировок, — говорит Мария. — И на стартах сильно помогал, когда ездили с детьми на соревнования, он полностью ими занимался: и покормить, и поиграть, и спать уложить.
Перед сном детям обязательно читают.
— Тане мы читали много. Полчаса на ночь точно. Сначала Владимира Сутеева: «Капризная кошка», «Мешок яблок». У него классные маленькие истории.
— Eсть родители, которым подавай только все современное, нескучно читать детскую классику?
— Eсли есть хорошие добрые истории, сказки, зачем детей их лишать? — отвечает Мария. — Пусть у них будет большой кругозор, они будут знать, что есть и такое, и такое, и такое. Сейчас современную читаем, про каких-то инопланетян, а так мы и «Незнайку», и «Карлсона» читали. Тане очень нравились произведения Успенского про Чебурашку, Дядю Федора и Анфису. Дядя Федор ее очень зацепил. Мы купили книжку, долго читали, я думала, там все истории, но оказалось, нет, потом у друзей нашли еще. В какой-то момент начали ей рассказывать на ночь сказки сами, и она требовала — расскажите про Дядю Федора. Придумывали. Был период — расскажите, чтобы что-то случилось страшно и навсегда. У нас была серия историй, как шарик потерялся и исчез навсегда. Муж постоянно их рассказывает, у него даже лучше получается, чем у меня. Мне кажется, он может книжку написать. Например, историю про Гречку и Жюльена — у нас коты были с такими именами — он сочинял месяца два.
К изучению языков подход в семье спортсменов умеренный.
— Таня языки особо не знает. Говорят, что надо до пяти лет начать иностранные языки учить, -рассуждает Красавина, — но мы с мужем обсуждали, ну а чему они учатся в три-четыре года: цифры и цвета, базовый набор слов. Так ребенок в первом классе придет и сразу это запомнит. Зачем тратить на это время? Eще меня останавливает вопрос: зачем учиться говорить на чужом языке, когда ты не умеешь еще на своем нормально разговаривать?
Дома у Марии и Станислава есть детский спортивный комплекс: кольца, лесенки. Двухлетний Сережа уже делает переворот. А вообще Мария считает, что во всем нужна мера. Хоть сегодня и модно загружать малышей до предела. Поэтому же, если ребенок хочет ходить в определенную секцию, пусть ходит, а на нет и суда нет. Совсем не обязательно, что дети спортсменов тоже станут спортсменами, у них свой путь. Таня вот скалолазанием регулярно не занимается. Но до полутора лет ездила с мамой почти на все соревнования, в том числе международные, а потом подросла, и стало тяжело. Сереже так не повезло, он родился в 2020 году, по сути, ничего уже не было международного. Но он вместе с мамой съездил несколько раз на российские старты.
— Я считаю, что до школы нет смысла грузить детей дополнительными занятиями, — говорит Мария. — Мы с Таней пробовали на гимнастику ходить. Детям там было по четыре года, у них было две тренировки, им сделали еще и третью — общую физическую подготовку… Ходить мы перестали. Детям и двух тренировок достаточно, они устают. И тренировки должны быть в игровом формате. Мы увидели, что ребенок до шести вечера в садике, вечером тренировки, домой она приходит в восемь-полдевятого. По идее -поел и спать, а ребенок скучает по игрушкам, ему хочется играть. При этом он устает, перегружен, нервная система не справляется. Мы решили: зачем нам это надо? В целом и так мир настолько быстро крутится, пусть у детей будет детство. Пусть они играют, веселятся, дурачатся, успеют они еще все попробовать. Жизнь длинная. Захочет — будет заниматься пением. Я считаю, если человек чего-то хочет, он может достичь этого всегда, нет такого, что, если мы сейчас не сделали, все пропало, жизнь зря прожита.
***
фото: Мария Красавина с дочкой Таней и сыном Сережей;Бабушка с внучкой Таней на катке.