Автолестница в небо
Вот оно, то самое чувство, когда выходишь из самолета. Приехал в новое место или наконец вернулся домой, стоишь на высоте самолета… Стоишь, кстати, на трапе.
Их обслуживанием в аэропорту Рощино занимается служба наземного обслуживания воздушных судов.
Знали вы, что пассажирских трапов несколько видов? Телескопический (иногда называют рукавом) -коридор на колесах, связывающий самолет и аэровокзал. Аварийный трап находится на борту самолета и при необходимости надувается. Несамоходный трап — лестница, которую подвозят к самолету буксировочным методом. Они в основном уже вышли из использования, так как имеют ограничения по высоте и передвижению. Распространен же самоходный трап — электрический или автономный. По сути, автомобиль с прикрепленной лестницей.
У аэропорта Рощино сейчас пять телескопических трапов и 13 самоходных (пять авто- и восемь электротрапов).
— Электроавтомобили менее удобны в использовании, — объясняет Сергей Шишко, начальник службы наземного обслуживания воздушных судов. — Автотрап работает на дизельном топливе, может в любую погоду преодолевать любые расстояния, в то время как устаревшая модель требует зарядки после каждой длительной поездки. Управлять ими тоже легче -все автоматизировано. Достаточно нажать кнопку.
…Алексей Томаев, водитель трапа, специалист службы наземного обслуживания, первым делом подъезжает к самолету, но не вплотную, а с запасом примерно в 15 сантиметров (о нем предупреждают специальные датчики). Скорость трап развивает до 30 километров в час, но на некоторых участках действует ограничение в 10 километров. Фиксируют трап специальные триггеры, которые выдвигаются из-под автомобиля. Лестницу поднимают на необходимую высоту кнопкой из кабины. У каждого самолета высота разная. Трап может подниматься от 2,2 метра до 5,8.
Из кабины Томаев передает управление на платформу лестницы (там есть дополнительный пункт управления). Поднимается и уже подгоняет платформу к двери самолета.
И это только малая часть работы сотрудников службы.
— В нашей службе нет должности водителя трапа, это только одна из служебных обязанностей, — говорит Сергей Шишко. — После того, как трап установлен, специалист приступает к обследованию самолета: открывает все багажники и технические двери, заправляет жидкости в уборной, помогает пассажирам и взаимодействует с персоналом борта. Наши сотрудники — последние, кто проверяет двери после закрытия, и только потом отгоняют трап и провожают самолет.
Нам вспоминается несколько происшествий, связанных с авиационными трапами. Например, в начале января нетрезвый водитель телескопического трапа в аэропорту Шереметьево врезался в самолет. Или в 2020 году в Челябинске уже водитель самоходного трапа тоже врезался в воздушное судно.
— Такие истории, скорее, удивляют, — говорит Алексей Томаев. — Да, лестница закрывает обзор, особенно сзади, но для этого есть зеркала. Обязательно и присутствие второго сотрудника — руководителя подъезда. Мы всегда работаем в паре, чтобы исключить такие аварии. Eще в других странах бывали случаи, когда водитель начал отъезжать, пока на трапе были люди. Это вообще нонсенс, так как я последним проверяю герметичность дверей…
Чтобы управлять трапом, необходимы права категории «С» — грузовые автомобили и «А III» — для управления вездеходами спецназначения (максимальная масса которых превышает 3,5 тонны). Ранее у Алексея был собственный грузовой автомобиль, так что категорию С он уже имел, а уже в Рощино отправился на учебу.
Запасного колеса в автотрапе не припасено, но при поломке ехать недалеко — все детали хранятся в гараже технической службы. Для экстренных поломок есть служба быстрого реагирования.
Музыку в трапе тоже не послушать — все сугубо практично, магнитоле места не осталось.
— Да и когда нам музыку слушать? Нужно о пассажирах думать, а музыку в своей машине по пути домой послушаю, — смеется Томаев.
***
фото: Алексей Томаев у автотрапа аэропорта Рощино.