Звено между автомобилем и водителем
В автоспорте важно не только мастерство пилота, но и тонкая настройка автомобиля.
Механика Дмитрия Самуилова я встречаю в воскресенье на финальном этапе областного чемпионата по автомобильному спорту. Eго потянуло к машинам в 22 года. Дмитрию стало интересно, как машины работают, набирают скорость, как устроены. Он присоединился к автоспортивному клубу X-Race. Познакомился с организаторами соревнований по ралли-спринту. Начал помогать с организацией, был штурманом, затем стал механиком.
При мне Дмитрий настраивает давление в шинах под погоду и трассу — это тонкость, которая поможет выиграть гонку.
— Мы настраиваем машину под каждую гонку, — говорит Дмитрий. -Также проверяем приводы, коробку передач. Eсли ничего не тревожит, то меняем воздушные, топливные фильтры. Eсли обнаружим проблему, в первую очередь занимаемся ей.
Трасса на ледовом автодроме «Ext_drive72» подкинула механикам задачку: многие пилоты, с кем мне довелось общаться, отмечали, что трасса очень скользкая, вдобавок на ней колея. Автомобили бросало из стороны в сторону при ускорении, оси норовили выпрыгнуть из колеи.
…Я заглядываю внутрь автомобиля. От привычного салона здесь практически ничего не осталось.
— Чтобы сделать гоночную машину, надо в нее вложиться, материалы дорогие, — объясняет Самуилов. — Вот гоночный металлический каркас, его делали в Челябинске за 300 тысяч рублей, на него лицензия есть. При его выборе с пилотом опирались на качество и эстетику. Заменить, модифицировать мотор, соответствующий требованиям автогонок, тоже стоит немало. На одну коробку передач — 7080 тысяч рублей потратили. Безопасность в автомобиле обеспечивает каркас, все остальное должно делать автомобиль быстрее.
Настройка автомобиля ВАЗ-2112 в классе «спорт» завершена. Начинаются заезды. Дмитрий Самуилов не сидит на месте, а уже в роли споттера подсказывает что-то пилоту Денису Кузнецову, поддерживает его. С Денисом Дмитрий знаком 15 лет. — Помогаю чисто теоретически, советую. Я же вижу со стороны, как он едет, -отмечает Самуилов. -Я, он и машина — мы все работаем в связке. Я должен понимать, как машина будет работать. После заезда обсуждаем, что произошло.
Например, не всегда удается доехать до финиша. В воскресенье сломался автомобиль Павла Соловьева.
— Железо не вечное, — понимающе говорит Дмитрий. — Может, привод сломался, или с электрикой неполадки.
Хотя не исключает и ошибки механика:
— С давлением, например, прогадал, не подсчитал чуть-чуть. Когда я машину готовлю к заезду, то все учитываю, если же что-то забыл, пытаюсь устранить. Это на самом деле очень тяжело, с машиной надо постоянно работать. Стараться довести ее до совершенства — с каждым моментом, с каждым этапом, с каждым пилотом. А требования меняются, и этот процесс бесконечный. С машиной тоже как с человеком. Ты должен ее понимать, как и пилота. Пилот на ней ездит, он говорит, как она управляется, как разгоняется, как тормозит. От этого ты и отталкиваешься. В автоспорте раньше говорили: 70 процентов -это работа механика, а 30 процентов зависят от пилота.
Тандем механика и пилота сработал. Денис Кузнецов занял первое место в своем классе.
***
фото: Заезд Дениса Кузнецова на чемпионате Тюмени и Тюменской области по автомобильному спорту;Дмитрий Самуилов.