Блюдо из старых ингредиентов
Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта. Трагедии. Эксмо, 2019.
Весна — не только повод для обновления гардероба, перетряхивания старых вещей, но и для пересмотра известных сюжетов.
Возьмем самую что ни на есть весеннюю, символизирующую любовь, молодость и обреченность книгу — «Ромео и Джульетта»: две враждующие семьи, Монтекки и Капулетти, и вопреки всему влюбившиеся друг в друга герои. Кто не знает финал этой трагической истории?.. Герои придумывают страшную авантюру, а священник им помогает: на время как бы умирает Джульетта, выпивая зелье. Спешка приводит к непоправимому. Ромео видит ее уже «мертвой», верит в происходящее, выпивает яд и умирает. Джульетта просыпается, видит мертвого Ромео, и выбирает умереть, собрав остатки смертоносного зелья с губ любимого, поцеловав его. И чтобы наверняка, закалывает себя кинжалом. Да, времена были, когда без яда и кинжала ни один приличный человек из дому не показывался.
…Недавно мне пришла мысль, ставящая это произведение с ног на голову. Всегда оно трактуется как трагедия о любви. Ромео и Джульетта — сугубо положительные персонажи, которые своей смертью заставляют задуматься враждующие семьи.
А вдруг это не так? Само время определяет: не было никакой романтики во времена Шекспира, той самой, о которой говорим сейчас мы. Это площадное время, народный театр. Тогда на первое место ставили такие понятия, как честь, род. Так, Ромео и Джульетта предали свои семьи, идеалы рода. Они должны умереть. Их смерть — это символ того, что чувство влюбленности, отличное от крепкой любви, зачастую быстро гибнет.
Ромео и Джульетта — это комедия, если учитывать время, когда она создавалась, характер шекспировского театра. И обратите внимание на сопоставление в пьесе: кормилица и Джульетта. На этом фоне молодые романтические страдания выглядят комично. Сложно заглянуть в глаза человека, жившего в эпоху Шекспира, но почему-то мне кажется, что он смеялся, читая известную трагедию.
***
фото: