X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Позволительно добавить красок

Мужественный влюбленный Станислав, коварная Зарема, кроткая, но счастливая от любви к Станиславу Мария и хан Гирей предстали на сцене тюменской филармонии в прошлую пятницу.

Артисты Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева привезли с собой два спектакля «Бахчисарайский фонтан» и «Спартак — триумф Рима».

…Плавные, изящные движения балерин, фуэте, батманы, и ловкие прыжки артистов-мужчин. В каждом движении — эмоция. Прыжок -Мария счастлива со Станиславом, а через пару фуэте — попадает в плен хана Гирея. Так же стремительно сменяются и декорации: кажется, будто попадают в настроение артистов. В объятиях Станислава Мария расцветает, в плену же — угасает прямо на глазах, а от ярости Заремы в завершении спектакля и вовсе погибает. Сам хан Гирей в итоге остается несчастен — один, у фонтана.

— Спектакль «Спартак — триумф Рима» — наш долгожитель, его поставили еще в 2007-2008 годах: много поколений прошло через спектакль. «Бахчисарайский фонтан», наоборот, — молодой спектакль, 2020 года, хорошо принимается зрителями, но редко идет, потому что эталонную версию Ростислава Захарова (впервые поставлена в 1934 году — К.К.) его наследники ставить не разрешают, были гонения и на наш спектакль. Нам скрывать нечего: партитура была компилирована, а увертюра написана заново. В этом отношении спектакль уникален: он свой, он наш, — говорит Константин Иванов, балетмейстер, художественный руководитель Марийского государственного академического театра оперы и балета.

Константин Анатольевич — хореограф, постановщик и педагог — одну из главных ролей в балете, хана Гирея, сыграл сам.

— Чем больше времени уходило на разработку спектакля, — признается Иванов, — тем больше я понимал, что эту партию я никому не отдам. Поэму перечитывал множество раз, и при каждом прочтении находил в ней новые краски.

Оба спектакля отличаются от первоисточников.

— Наш «Фонтан» отличается от постановки Захарова: у него это драм-балет, хореографическая поэма, -говорит Константин Анатольевич. -Моя постановка — грандбалет, в ней много стилей танца. Eсть и полонез, и мазурка, а еще краковяк и вальс.

Артисты Марийского театра (труппа из 4б человек, еще 12 — гримеры, техники, звукорежиссеры) приехали в Тюмень во второй раз. Впервые -двадцать лет назад, после реконструкции филармонии. С собой тогда привезли «Лебединое озеро».

— Помню аншлаг, успех — тогда это были одни из первых гастролей, в начале 2000-х гастрольной деятельности в России практически не было. Мы стали первой балетной труппой, выступившей тогда на сцене филармонии после ремонта, — вспоминает балетмейстер.

Театр привез с собой и декорации, только некоторые делали уже в Тюмени. Например, декорация дома на сцене сделана из бумаги, в родном театре артистов дом тяжелый — и подвешен на штанкеты, потому что зал современнее.

Ваша труппа из местных дарований?

— Труппа практически полностью состоит из своих артистов -выпускников балетной школы. Артем Веденкин — Станислав, Eкатерина Байбаева в роли Заремы. Мария в спектакле — приглашенная артистка Кристина Михайлова, но она выросла на репертуаре нашего театра — стала настоящей примой, талантливой танцовщицей.

Для артистки Eкатерины Байбаевой — ученицы Константина Иванова, сыгравшей партию Заремы, в этом году уже пятнадцатый театральный сезон. В спектакле танцует с его премьеры.

— Как мы вчетвером в первый спектакль вошли, так до сих пор и держимся, танцуем, — говорит артистка. — Пока у нас нет второго состава, поэтому в этом спектакле мы незаменимы.

С 2020 года спектакль трансформировался?

— Мы постоянно работаем над своими образами. Нам повезло танцевать с Константином Анатольевичем — с ним каждый спектакль не похож на предыдущий, а зависит это от настроения артистов. Например, сцена борьбы и убийства Марии у нас с Кристиной Михайловой получается всегда по-разному: где-то Зарема выходит с мольбой к Марии, чтобы та отступила, в другой раз Зарема понимает, каким будет финал — трагичным. Моя героиня может быть более страстной. Это чувствуют и зрители. В этом и есть прелесть состава солистов и постановки -позволительно добавлять краски, -говорит Eкатерина.

***
фото: Кристина Михайлова и Артем Веденкин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта