Семейный интерес к снукеру
На втором этаже легкоатлетического манежа тихо, даже слишком. Только звук ударов кия нарушает тишину — здесь играют бильярдисты, соревнуются в первенстве России в дисциплине «снукер». Отвлекать нельзя, да и рядом лучше не стоять, любое лишнее движение (если это не удар кия соперника по шару) для спортсмена — большой стресс. Матч по времени не ограничен — бильярдисты играют до победного шара.
…Вынимая кий из чехла, игрок А Влад Дувалов осматривает игровое поле — бильярдный стол под номером четыре, потом принимает нужную стойку. Шафтом целится в белый шар — биток, ударом разбивает пирамиду красных шаров, отправляя некоторые прямиком в лузу.
— Самое главное — перебороть волнение, зачастую у игроков это не получается, волнение одолевает. Eще обидно, когда не забиваешь дармовые шары (легкие шары в бильярде — К.К.), — говорит Влад. — А вообще я перед матчем стараюсь думать о хорошем, иногда даже получается.
В отличие от классического русского бильярда, в снукере за каждый шар начисляют разное количество очков. За красный бильярдист получит одно очко, всего их пятнадцать, из них и составляется пирамида, а остальные шары распределяются по своим точкам. За желтый спортсмен получит два очка, если в лузу попадет зеленый — три, коричневый — четыре, синий — пять, а розовый -шесть. Самый дорогой шар — черный, забив его, спортсмен получит сразу семь очков. А победит игрок, набравший больше очков, чем соперник.
— Сначала нужно забить красный, а потом обязательно другого цвета, лучше забивать красные и черные — так и баллы быстрее наберутся. Максимально можно набрать 147 очков. У кого это число получится — тот к своему призу за победу в матче чемпионата мира получает 147 тысяч фунтов стерлингов, — объясняет вице-президент федерации бильярдного спорта России по направлению «снукер» Сергей Рябинин.
— Материал кия влияет на результаты игрока?
— Важно качество, плотность дерева. Иногда и это не обязательно. Наш спортсмен не играл почти два года, а потом попал на соревнования в Санкт-Петербурге, кия с собой не было, поэтому взял себе кий общего пользования — попробовал его, постучал. Стал играть и. стал победителем чемпионата России, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Подошел потом к маркеру, попросил продать ему этот кий, больно в руку лег хорошо. Это как ракетка для теннисиста, клюшка для хоккеиста или бутсы для футболиста — индивидуальный инструмент.
— Как пробовать кий, не на вкус же?
— Свой кий бильярдисты присматривают в специальных магазинах, где и стол есть, и выбор большой: сначала по внешнему виду инструмента, затем — не слишком ли он тяжелый, не шероховат ли и подходит ли длина. Конечно, проверяют и ударами по шарам. Бильярдисты приходят со своими киями, а если забыли — покупают новый или берут на время у другого игрока: это большая редкость, да и спортсмены неохотно делятся инструментом. Были случаи, — говорит Сергей Анатольевич, — что кий в багаже терялся, тогда спортсмен уже пользовался общим кием.
Чтобы обучиться игре, спортсмен должен быть усидчивым, усердно заниматься, а если хочет чего-то добиться в спорте — тренироваться еще усерднее.
— Мои подопечные тренировались по пять часов почти каждый день, чтобы хорошо подготовиться, — говорит Рябинин. — Бильярд требует много времени. Многие на домашнее обучение переходят — и везде успевают.
Так сделала и дочь Сергея Анатольевича, теперь она мастер спорта по бильярдному спорту, играет в составе сборной России.
Первым в семье Рябининых в бильярдный спорт попал сын Сергея Анатольевича — однажды он вместе с отцом заехал в бильярдный клуб после очередной тренировки по футболу, который ему совершенно не нравился.
— Попробовал сыграть — понравилось. Тогда его заметил тренер, сказал, что способности есть -нужно заниматься. Стали ездить регулярно — все так же после тренировок по футболу, пока бильярд не затянул всю семью, а из развлечения не превратился в серьезный спорт, — вспоминает Рябинин.
Так увлеклись, что в 2006 году Сергей Анатольевич стал руководителем направления «снукер» в федерации, а потом открыл школу по бильярду — отделение на базе детской спортивной школы N 2.
— И все же бильярд — игра: как переключиться, воспринимать игру как серьезный спорт?
— С детства обучаем детей в игровой форме, в совсем юном возрасте для любого начинающего бильярдиста — это просто игра. Но уже на этом этапе мы тренируем правильную стойку. Становясь старше, дети сами понимают, куда попали: тогда начинают отрабатывать удары. Переключение зависит от способностей ребенка: с кем-то и в семь лет можно заниматься серьезно, а для кого-то в тринадцать это еще игра, — отвечает Сергей Анатольевич.
***
фото: Владислав Дувалов.