X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

До нового генплана осталось 2,5 года

Институт «Градъ» приступил к решению великой архитектурной задачи — разработке нового генерального плана застройки и развития Тюмени. Нынешний устарел морально и физически — многое поменялось с 1987 года, когда его утвердили. Сегодня разработчикам из «Града» предстоит решать не одну проблему, а целый букет. Начиная с элементарного собирания справочных материалов, за которые каждый норовит содрать деньги, кончая вещами глобальными.

На вопросы о будущем генплане отвечает шеф-архитектор института «Градъ» Валерий Анисимов.

— Не разумней ли было немного подождать? Возможно, экономическая ситуация по прошествии некоторого времени улучшится и планировать будет проще?

— Я принципиально не согласен с такой постановкой вопроса — ждать. Генплан, утвержденный в 1987-м, разрабатывался с 1978 года. То есть мы, располагая в 1978 году данными 1977-го, получили генплан через 10 лет. Из них два года ушло на согласования.

Мы будем базироваться на вещах, которые неизменны: климатические и географические условия, сложившийся каркас города. Будем исходить из того, что назначение города не поменялось и, думаю, не поменяется. Сегодня я знаю Тюмень как административный центр самой большой российской области, промышленный город и крупный транспортный узел.

Особо важен демографический принцип. Учитывая непредсказуемость экономики, мы не можем определить градообразующую группу населения. Зато можем проанализировать динамику изменения численности за последние годы и сделать выводы.

— Eсть ли опыт по разработке генпланов в нынешних условиях?

— Почти никакого. Крупные российские города оказались в одинаковом положении — имеющиеся генпланы невозможно выполнять, нужно готовить новые.

Сегодня требуется принципиально другой подход. Не нужен подробный генплан, обсчитанный до дома. О чем говорить, если мы даже ориентировочно не можем определить будущие границы промышленных зон?! Прежде учитывались возможности базы стройиндустрии, теперь все упирается не в заводские мощности, а в деньги.

Задача составителей генплана ограничивается разработкой перспективных направлений развития города. Возьмем генплан 1987 года. Он предусматривает развитие в северо-западном направлении — Парфеново, пойма Туры. Но туда сегодня никто не пойдет — слишком большие пионерные затраты. Строят там, где проще, где есть сети. Например, на юго-востоке. Это крайне нежелательно со всех точек зрения, но что делать?

Поэтому надо дать главному архитектору, мэру возможность выбора. Чтобы они не нарушали генплан, который нельзя не нарушать. А имели бы под рукой несколько обсчитанных вариантов.

— Назовите, пожалуйста, перспективные, на ваш взгляд, направления развития Тюмени.

— Считаю, мы в обязательном порядке должны рассмотреть отвечающее задачам нынешнего генплана северо-западное направление. Не должны сбрасывать со счетов развитие на юго-восток, но при этом четко просчитать потребности в магистралях и инфраструктуре, чтобы район не оказался оторванным от города. Внимательно проанализировать возможность перенести часть нагрузок в центр Тюмени. Затем северо-восточное направление — Мыс, Тарманы, Матмасы. Заняться востоком, который сейчас вообще никак не задействован, поскольку отрезан промзоной.

И наконец, не территориальное развитие. Не так давно мы летали на вертолете, и я обратил внимание, что кварталы деревянных домов застроены по периметру. А в центре ничего нет — одни гадюшники. Колоссальные территории не задействованы. Возьмите район улиц Интернациональной, Гастелло.

— Что-то сделаете с транспортной схемой?

— Менее всего изменится транспортная схема, она уже сложилась.

— Программа переселения северян на юг области, другие программы будут учтены?

— Думаю, программа «Переселение» ничем не лучше остальных. Eе исполнение зависит от финансирования. Количество квадратных метров, которые заложены в этой и других программах, мы, возможно, учтем. Но в лучшем случае деньги выделят на строительство жилья. А кто будет строить дороги, коллекторы, школы? Северяне? Не верю. Уже поэтому не имеет смысла вносить в генплан какие-то серьезные коррективы.

— Генплан затронет проблему дачных участков?

— Проект пригородных зон, зон отдыха составляется после генерального плана. Но, извините меня, кто-нибудь ведет статистику: сколько дач нам нужно, какова очередь, какова обеспеченность? Сегодня кто-то имеет три участка, а кто-то один не может получить. Поэтому, чтобы составить разумный проект, мы должны знать количество участков, их среднюю площадь, типологию и т.д.

— Возможны ли какие-то обращения с просьбами сделать так, а не этак? Разработчики будут независимы?

— Я не знаю ни одного абсолютно независимого человека. Но не думаю, что на стадии генплана кто-то будет приходить и чего-то просить. Это документ слишком общего назначения, чтобы в нем определять какие-то сугубые частности.

— Раньше областные центры делали заказы на разработку генерального плана специализированным институтам вроде ЛенГИПРОГОРа. Справится ли «Градъ» собственными силами?

— Условия в Тюмени никто не знает лучше нас. Мы в «Граде» способны собрать информацию и проанализировать. Но на стадии проектирования пригодится опыт специалистов из других городов, желательно сибирских. Экономистов, возможно, пригласим из центра. От нас потребуется грамотно сформулировать им задачу.

— Какой срок вы себе наметили?

— Мы, конечно, не собираемся работать 10 лет. Сели с главным архитектором Кулачковским и, глядя друг другу в глаза, решили, что два с половиной года от начала работы до утверждения — это предел. Благо сейчас генеральные планы городов утверждаются в регионах, а не в Москве.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта