В минувшую пятницу в кукольном театре искали вирус
Хороший вирус искали, доброкачественный. Вирус культуры и творчества искали студенты-первокурсники института искусств и культуры на церемонии собственного посвящения в институтское братство.
Все академические атрибуты этого веселого и праздничного действа были соблюдены — клятва новообращенных, пение гимна, тронная речь ректора академика Михаила Капеко…
Но были и оригинальные моменты, интересно расцветившие академический канон. По задумке проректора по воспитательной работе Марины Жабровец и ее команды из студентов второго режиссерского курса главным содержанием вечера стало творческое самовыражение будущих менеджеров культуры и библиотекарей, хоровиков и режиссеров… Недостаток мастерства «перваши» компенсировали бурными восторгами, свободными эмоциями, шутливыми импровизациями.
Зал тоже не дремал: пел и танцевал, кричал речевки, но не бузил и знал меру. А «первашам» факультета менеджеров так понравился большой символический цветок-талисман из воздушных шаров, что они протанцевали с ним до конца представления.
Команда Жабровец действовала энергично и выразительно, наслаждаясь поисками вируса, заражая им новичков. Чему способствовал сюжет — институтский корабль, минуя бури экзаменационных штормов и рифы нынешних искушений поколения NEXT, шел в счастливую гавань. Чтобы поддержать первокурсников, в действие включились творческие звезды факультетов, педагоги. Оркестр народных инструментов вел сам зав. кафедрой оркестрового дирижирования Владислав Петухов, академический хор в свободной театрализованной манере (как бы путешествуя) распевал песни доцента «хоровой» кафедры Eкатерины Чернышовой. Сама автор была среди питомцев. Свое мастерство показали певцы Анастасия Сычева, Геннадий Соколик, Виталий Торопов. Та же Сычева известна как лауреат эстрадного конкурса «Ступени». И среди новичков нашлись победители престижных мировых чемпионатов в спортивных и бальных танцах. Их номера были на уровне.
Капеко, провозглашенный адмиралом, начертал путь, ободрив рекрутов возрождающимся интересом общества к культуре. Да и новый набор хорош, выдержал один из самых высоких конкурсов в вузах Тюмени — пять человек на место. Потом ректор рискнул и согласился на розыгрыш призов. В результате один студент получил дополнительную стипендию, а второй тут же «сдал» историю. Спохватившийся помощник адмирала взял со счастливчика торжественное обязательство регулярно посещать занятия. И все отправились петь и танцевать.
Eще одним неординарным событием городской культурной жизни стала октябрьская премьера творческого проекта тюменского отделения Союза театральных деятелей, в которой отличилась актерская команда председателя этого союза заслуженного артиста России Владимира Орла под режиссерским оком Сергея Кузина.
Поставлен и играется спектакль-концерт по рассказам Василия Шукшина «Укатали Сивку». После ухода Кузина в 1996 г. в преподаватели с работой в своем народном театре Петрушки («Куклы Кузиных») я давно не видел творческих деяний этого умного и талантливого мастера. И вот не кукольная, а драматическая сцена. Кузин поставил традиционную социально-бытовую комедию про шукшинских «чудиков», и дух высокой поэзии, замученный и замордованный грубой прозой отношений якобы простых человеков, вдруг останавливает их. Тоска и вопросы героев друг к другу — почему мы так плохо живем, почему мы такие, почему мучаем окружающих и самих себя? Режиссер исповедует три известных начала на театре — передать зрителю чувство поэзии обыденной жизни, поразить игрой, добиться желанного зрительского восприятия.
В целом, если не касаться шероховатостей в сценическом общении, команда актеров в рамках скупой аскезы сценического декора прониклась Шукшиным. Колорит характеров интересно прочеркивают Орел, заслуженный артист РФ Сергей Кутьмин, артисты Галина Домникова, Андрей Волошенко. Виртуоз-баянист из лицея «Лира» Александр Соловьев неплохо чувствует себя среди профессионалов, мелодически оформляя отношения героев.
Галерею народных типов открыл рассказ «Даешь сердце», в котором ветеринар Козулин в глухую сельскую ночь выходит на крыльцо и стреляет из охотничьего ружья — салютует в честь победы мировой науки(первая операция по пересадке сердца). «Все мы — животный мир», — прекращает разборки в сельсовете герой Волошенко, объявляя себя шизоидом, чтобы не приставали. В, «Психопате» блистает Кутьмин,. герою которого (библиотекарю) больно и неумело ставит уколы медсестра (Домникова). Хотя и комично, но герой доводит до бешенства врача (точная подача образа Орлом), добравшись в своих инвективах до сути — плохо живем, потому что не работаем, а халтурим.
В «Хозяине бани и огорода» один сосед просит другого рассказать, как его будут хоронить. Начали прикидывать обряд в ожидании банных радостей, увлеклись да и припомнили все плохое в себе и разбежались в ссоре. В «Дебиле» интересен Волошенко, к герою которого пристала школьная кличка сына. И до того ему муторно на свете и скучно, что он поехал в райцентр и купил себе шикарную шляпу. Выбил себя и односельчан из привычной колеи. В «Билетике на второй сеанс» кладовщик Худяков принимает своего тестя за Николая Чудотворца и раскаивается в своей постылой жизни, негодных делишках. Поняв, что обознался, он становится еще хуже. Вот почему символично название спектакля «Укатали Сивку».
Далекой осенью 1974 г. не стало Шукшина, а его проза не тускнеет и остро актуальна сегодня. Укатали Сивку сами персонажи -повинитесь, сами себя очистите, прежде чем искать виноватых вокруг. Вот почему внешняя простота спектакля обманчива. За ней — путь к настоящему человеку, открытие сокровенного существа нашей жизни на земле.