Надо уважать себя и технику
Николай Eгоров — генеральный директор АО «Горэлектросеть» — за рулем уже без малого 36 лет. За это время выучил до гаечки, до винтика не одну марку автомобилей. Помнит по номерам названия автомобильных подшипников. И считает, что на дороге главное — взаимоуважение.
Праздник первого гололеда
Первый гололед — самый опасный. Одно неверное движение — и тебя развернуло поперек дороги, хорошо, если в это время на встречной полосе никого нет.
Однажды со мной произошел случай, ставший за неделю легендой. Eхал я на «ГАЗ-69» из Омутинки в Тюмень, торопился. Около моторного завода, там, где начинается троллейбусная линия, на дорогу выскочили голосовать молодые ребята. Пришлось резко тормозить. Меня развернуло на 180 градусов и стало сносить к троллейбусной опоре. К счастью, сугроб смягчил удар, и все закончилось благополучно. Ребята перепугались за меня, один даже, то ли от холода, то ли от страха, начал заикаться. Чтоб их успокоить, посадил в машину и довез до города.
Через несколько дней, когда ехал в Боровое, эту историю мне рассказали новые пассажиры. Только выглядела она в их рассказе ужасно: и багажник у машины пополам, и водитель без сознания. Любят у нас преувеличить да приукрасить.
Свой автомобиль сделай сам
В 1963 году, когда я работал первым секретарем Омутинско-го райкома комсомола, мне дали служебную машину, но шофера не полагалось. И вот поехал я как-то из Юрги в Омутинку. Зима, мороз под тридцать. До дома оставалось километров 40. И тут я услышал какой-то звук, будто пулеметная очередь. Остановился. Подложил под машину лист фанеры и кошму и стал железо ощупывать. Вроде передний и задний карданы целы. Погрел руки у выхлопной трубы. Снова полез под машину. Оказалось, что поломка в промежуточном карданчике. Поставил два винтика, уж какие были. Когда домой приехал, белая рубашка была черной.
По образованию я энергетик, но не только законы Ома знаю.
Могу собрать и отремонтировать автомобиль. Помню все подшипники для «ГАЗа» по каталожным номерам, однажды этим очень удивил слесаря нашей автобазы. Столкнувшись много раз с русским авось, мы создали свою независимую автобазу из 100 машин. А то ведь как получалось: звоню в ПАТП, заказываю на такой-то день и час машину, а там то Федька не передал Мань-ке, то Манька забыла сказать Петьке, то сам Петька проспал — и график работы сорван. А я привык быть хозяином своего слова.
Когда мы только создали предприятие, ощущался недостаток машин. Нужна была прежде всего тяжелая техника, ведь монтировать пятитонные трансформаторные будки и бетонные блоки не будешь вручную, как египтяне. Целая эпопея у нас была с приобретением крана. Сделать его самостоятельно не разрешил гортехнадзор, а купить новую машину можно было только с разрешения министерства,
Старые «ЗИЛы», из которых можно было собрать новый кран, нашлись в омутинском предприятии «Сельхозхимия». Они уже давно заржавели, но починить их еще было можно. За ящик копченого сырка достали чугунные электроды для электросварки, открутили разъеденные химией болты, перебрали все по винтикам и восстановили машину. С тех пор я все узлы у «ЗИЛа» на ощупь, с закрытыми глазами знаю.
Теория отражения
Моя мама не знала теории отражения и законов диалектики, но верила в бога, она всегда говорила: «Делай, Коля, людям добро, и оно к тебе вернется». Нельзя бросать человека в беде. В моей водительской практике было много случаев, когда кому-то требовалась срочная помощь.
Водители знают, что на старой дороге между Ялуторовском и Заводоуковском был участок, который в народе называли «33 поворота». Дорога шла по берегу Тобола и каждый поворот его повторяла. Кюветы были глубокие. Однажды ехал я там. Первый снег, дорога скользкая. Вдруг вижу — машина в кювет съезжает и переворачивается. Ребята предлагали мне подцепить ее тросом. Но, оценив ситуацию, я принял решение вытаскивать на руках. Никто не верил, что мы сможем это сделать. Но житейский опыт и интуиция подсказывали — надо делать именно так. И мы ее вытянули. Даже масло не успело вытечь.
Бывало, и сам попадал в безвыходные ситуации. Но, слава богу, отделывался только царапинами. Как-то ехал с Новой Заимки. Ночь. Туман, Дорога пустынная. Решил прибавить скорость — уехал еще утром из дома, даже записки не оставил. Переживал , что жена будет волноваться. И вдруг почти перед самым носом увидел на дороге двух лошадей, Они мирно жевали травку. Между ними метра полтора-два. Ни вправо, ни влево не свернешь. Затормозить я уже не успевал. Было два пути: или столкновение, тогда погибли бы лошади, да и машину бы занесло, или — проскочить. Я нажал на газ. Приехав домой, обнаружил на тенте автомобиля две зеленые полоски. От травы, что лошади жевали.
Дорожные правила -не правила игры
За рулем никогда не отвлекаюсь. И друзьям болтать не разрешаю. Жизненный опыт правило подсказал: «За рулем я глух и нем». Дорожные правила, действительно, написаны кровью. Они не просто игра. Самое главное, что я вписал бы в кодекс автомобилиста: уважай тех, кто за рулем. Тогда и столкновений будет меньше, и на дорогах спокойнее. А технику свою надо не просто знать, любить надо, как женщину.
***
фото: