Школа у порога — страшного…
Школу опять лихорадит. Второй месяц учителя Тюмени не получают зарплаты. До августа 1998 г. они еще терпели, глухо роптали, но были мужья, родственники, преуспевающие в бизнесе. Были старые запасы дома. Сегодня мужья без работы, запасы кончились. Появиться в классе в рванье — стыдно. Купить рабочий костюм? Но цены уже поднялись до двух тысяч. Нормальные зимние сапоги — за тысячу. Средняя зарплата учителя со всеми добавками, лишними уроками.
Хорошие ученики недавних 9-х ушли из обычных школ — не все, но хватает. В гимназии, в колледжи. Из оставшихся сформировали новые 10-е классы. Телефон в редакции раскален, мои встречи с учителями тяжелы. Вот картинка из школы. В среднем из 30 учеников 10-го класса около пяти… читают по слогам. Сочинения состоят из трех предложений по два слова. Без падежей и знаков препинания. Парни в короткие перемены накуриваются до дурноты и зеленого цвета. Не все. Но тенденция просматривается.
Мэр Степан Киричук выступает перед начинающими журналистами. Бывший клуб машиностроительного завода. Теперь молодежная дискотека «Метро». Мэр говорит; после танцев — кучи использованных шприцев. Зарека. Вечереет. Пять оболтусов-старшеклассников поймали во дворе сверстника, отстающего в развитии. Хором «опускают» жертву. Как учить, как выполнять программы, если не платят, и в классах, подчеркиваю, обычных школ, или МОУ — муниципальных образовательных учреждений, погоду делают девиантные ребята — с отклоняющимся поведением. Хороший «остаток» начинает «косить» под них или ему просто мешают заниматься. Да и учиться не хочется, частью ученики обозлены и разочарованы. У родителей нет денег, чтобы перевести их в более благополучное заведение. Нет шансов поступить в вуз. Настроение у учителя не лучше.
Модные ныне школьные психологи мало занимаются работой с пока еще нормальными учениками, оставшимися в таких сборных классах. Они спешат на очередной семинар — повышать квалификацию. Мотивацию учеников просто к жизни, к честному успеху, к труду ради реальной перспективы после 11-го почти не создают.
Власти стремятся овладеть ситуацией. Но она уже на пределе, и опять не хватает средств. А из столицы поступают подзаконные акты Минобраза. Теперь реформа школы проводится потихоньку. Странная реформа. В начальных классах уроки литературного чтения уменьшаются на 102 часа, в средних — на 68 часов. В старших классах оставлено 1 — 2 часа на изучение русского языка в неделю. Рекомендуют культуру речи. Eсли ситуация с элементарными занятиями по языку и литературе будет ухудшаться, кому адресуется данный предмет? Это по новым учебным планам. Цифры потерь — сравнение с предыдущим учебным планом 1993 г. Кстати, в примерном учебном плане Тюменской области детище департамента и ТОГИРРО — Тюменского областного государственного института развития регионального образования) 1998 г. эти 1 — 2 часа на русский язык в старших классах вообще не обозначены. В Совет Федерации РФ направлен проект новых образовательных стандартов. В нем вообще нет такого базового предмета, как литература (опубликован в столичной печати в феврале 1997 г.).
Школу пытаются перевести на 12-летнее обучение. Учитывая нынешнюю социально-экономическую ситуацию, рост молодежной преступности, лучше отдать учительский стол милиционерам с табельным оружием. Дробят единые базовые предметы. Вроде бы хорошо, что наряду с инвариантной частью базисного плана предлагается вариативная часть. К примеру, называют много функциональных дисциплин (стилистика и другие). Но почему за счет основы — русского языка и литературы?
Ухудшение демографической ситуации привело к сокращению приема в первые классы. Прогнозируется уменьшение контингента учащихся и в среднем и старшем звене. Увольнение 50 тюменских преподавателей языка и литературы. Шаг в минус — около 8 процентов, в ближайшие годы. Значит, сократится прием студентов на гуманитарные факультеты, лишатся работы вузовские педагоги. От видимого разнообразия предлагаемых учебных планов страдают классические базовые предметы, формирующие душу, культуру юного человека. Способного жить и работать в своеобразном, демократическом и правовом гражданском обществе. Может быть, наши кандидаты в депутаты на предстоящих выборах оценят ситуацию по достоинству и включат в свои программы дельные предложения, станут спасать школу от цивилизованной дикости? Скажу честно, наша местная власть выглядит предпочтительней столичных коллег. На мои вопросы без обиняков ответил директор ИМЦ (информационно-методического центра) горуправления по образованию Артур Христель.
— Так что же с зарплатой?
— Не бездействуем. Сейчас заканчивается выплата налогов (отчисления в Пенсионный фонд, другие виды) — не физических лиц (учителей и сотрудников управлений), а юридических — образовательных учреждений. К примеру, город перечисляет Калининскому округу на образование до 150 тысяч рублей ежедневно. Порциями. Eсли тенденция сохранится, то дней через 5-6 люди станут получать свои деньги.
— Много вопросов о, мягко говоря, странных проблемах по половому воспитанию школьников. С практическими занятиями по гомосексуализму, изнасилованию и прочая. Звонок, женский голос: учительница велела девятиклассникам купить в аптеке презервативы и принести на урок.
— Это дурацкая самодеятельность. Звоните нам в горуправление и точно называйте факты. Проверим, сохранив в тайне фамилию ученика. Что касается этих «новаций», то еще два года назад они решительно отвергнуты в Тюмени. Курс такой нужен и важен, но в наших рекомендациях и формы, и содержание занятий подаются деликатно, с учетом возрастной психологии юношества.
— Много досужих разговоров о повышении зарплаты учителям. Распространился слух, что вместо повышения делается так, что люди станут получать меньше.
— Мы давно ведем разъяснительную работу. С первого сентября повышены ставки оплаты разрядов единой тарифной сетки. Дифференцированная оплата — тюменское изобретение. Мэрия старается сохранить ее, идут дебаты с областным бюджетом. Тарифные ставки поднимаются на 40 процентов. Причем 30 процентов — социальная поддержка городом учителей. Eе получают все. Остальные 10 процентов — дифференцированно. Чем выше у вас разряд, тем больше повышение.
— Учителя справедливо жалуются на бедность, школьные библиотеки не могут выписать самые необходимые новинки в методике, периодику.
— В нашем центре открыта специальная библиотека. Практически выписываем все необходимое. Приходите и занимайтесь, хоть с утра до вечера. Вход свободный. Библиотека на втором этаже горуправления. Раз в квартал мы выпускаем бюллетень новых поступлений и отправляем его в школы. Радикально улучшили городскую педагогическую газету «Вестник ИМЦ». Приняли на работу квалифицированного редактора Наталью Ильиных. Возьмите №18 за сентябрь с.г. Гвоздь — обширный комментарий к федеральной программе развития образования на учебный год с акцентом на воспитание школьников. Далее печатается концепция воспитательной системы школы №37. Опытом работы делятся ведущие специалисты, классные руководители.
— Родители жалуются на перегрузки, особенно в специальных новых учреждениях. Ребята встают в половине седьмого и до двух-трех дня учатся, приходят домой, обедают и до пяти делают уроки. Не успевают…
— Пусть это будет частная школа, платная гимназия. Но и они обязаны следовать образовательным стандартам, минимуму содержания образования. Здесь все виды и формы школ равны. Что же сверх того, входит в рабочие учебные планы конкретного учреждения. Свои новации оно обязано согласовывать с окружными комитетами. Eсли у родителей есть вопросы, но не получены ответы, зайдите в окружные структуры, получите подробную информацию. Контрольные функции у них сохранены.
— После эйфории трехлетней давности из школ вымывают литературное краеведение, одним словом, курсы, связанные с историей и культурой региона. А вот в Вологде только что объявлен конкурс на областной грант для создание учебника по краевой литературе.
— Здесь все зависит от конкретного директора и педколлектива. Это региональный компонент базисного плана. Он вариативный. Значит, в одной школе сохраняют курс краеведения как отдельный предмет, в другой — включают региональные темы в уроки литературы, истории, географии. Говорите, что есть изменения в позиции ТОГИРРО? Но в городе действует свой экспертный совет. Можно идти таким путем: если есть хороший учитель по краеведению, он разрабатывает авторскую программу, и после утверждения ее на экспертном совете в школе вводится экспериментальный курс. Хорошо пойдет дело, его введут в учебный план. Кстати, за такую работу наше управление доплачивает учителю от 10 до 30 процентов его основного заработка.
Поблагодарив Артура Владимировича, я подумал, что еще виден свет в конце туннеля.
***
фото: