X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В лабиринте ЖКХ

Наверное, мы не будем похожи на себя, если не превратим элементарное дело в неразрешимую проблему, а потом дружными усилиями будем ее решать, при этом нарушая закон, забывая о правах человека. С заключением типовых договоров на проживание граждан в жилых помещениях происходит нечто подобное.

Казалось бы, все предельно просто. Человеку выдан ордер, на основании которого он занимает квартиру. Следом (тут же!) с ним заключается письменный договор (Гражданский кодекс РФ, ст. 674), согласно которому жилищно-коммунальная служба обязуется обеспечить квартиру теплом, подачей воды, уборкой придомовой территории и т.п. В свою очередь, гражданин обязуется содержать квартиру в надлежащем состоянии, систематически в указанные договором сроки вносить плату за найм и получаемые услуги. Eсли же, получив определенные договором услуги, гражданин без всяких на то оснований платежи задерживает, с него взимаются соответствующие пени. Ну что тут непонятного, невыполнимого?

Увы, на деле все выглядит иначе. Правительство РФ еще в 1992 году обязывало жилищно-коммунальные службы страны приступить к заключению типовых договоров. Был предложен вариант такого договора. Затем появился еще более детализированный министерством строительства РФ, новый образец типового договора. В Тюмени — не шелохнулись. И только когда убедились, что при отсутствии договоров нельзя взимать пени, — только после этого лихорадочно стали наверстывать упущенное время.

30 июля 1998 г. первый заместитель главы г.Тюменй В.Л. Терентьев подписал распоряжение N 2434 «Об утверждении положения об организации договорных отношений между уполномоченными органами местного самоуправления, службами заказчика и потребителями жилищно-коммунальных услуг в г. Тюмени». К распоряжению приложен образец рекомендуемого городом договора.

Прошел еще год с Лишним -ничего не сделано. И теперь, догоняя упущенное, тюменский жилкомхоз судорожно пытается принудить граждан подписывать договор, который не соответствует даже распоряжению городской администрации. Например, к договору должны прилагаться паспорт жилого помещения и акт технического состояния жилого дома. Этого нет. Между тем в договоре жильцы предупреждаются, что «устанавливать, подключать и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой сети… с письменного согласия».

Спрашивается, каким образом жильцы могут знать эти «технические возможности», если указаны они в п.5 паспорта жилого помещения, но сам паспорт к типовому договору не приложен? А дело-то совсем нешуточное -перегруз энергосетей ведет к пожару!

Другой пример. Предлагаемым к подписанию договором закреплено, что жильцы имеют право «получать коммунальные услуги… установленного качества, безопасные для жизни и здоровья, не причиняющие вреда имуществу». Вроде бы звучит убедительно, а по сути — ни к чему не обязывающие слова. И прежде всего потому, что сами параметры качества отсутствуют. Например, в предложенном Минстроем РФ договоре указано: температура жилого помещения должна быть не ниже плюс 18 градусов, подсобных помещений — не ниже плюс 15. В тюменском варианте этих уточнений нет.

Подобной неконкретностью отличаются многие пункты договора, а некоторые из них просто неприемлемы. Экономя место, не стану останавливаться на них подробно. Вывод один: договор требует доработки.

Отдельно хочу остановиться на абсурдной ситуации, возникшей в Тюмени из-за навязывания непродуманного типового договора. Говоря языком закона, этот договор является публичным (ГК РФ, ст. 426), то есть равным для всех граждан. В то же время, предлагая его как обязательный в его нынешнем состоянии, жилкомхоз неминуемо будет вынужден преодолевать требования статьи 494 ГК РФ Согласно этой статье гражданин вправе верннуть протокол разногласий, и, если жилкомхоз прозевает отпущенные на возражения 30 дней, протокол, а следовательно, и соответствующие поправки в договор вступят в силу.

В итоге, что вполне вероятно, у каждого жителя будет свой, отличный от другого, договор проживания. Анекдотично, но факт. Подобное уже произошло с гражданином С.С. Козловским, который обратился в Ленинский районный суд, требуя, чтобы с ним был заключен типовой договор с учетом предложенного им протокола разногласий. А суд обоснованно не стал рассматривать иск и пояснил, что выдвинутые Козловским условия уже вступили в силу из-за упущенного ответчиком 30-дневного срока.

Чтобы избежать подобных курьезов, чтобы не превращать нужное дело в обоюдную головную боль, необходимо одно. Доработать позиции типового договора, а проще всего — взять за основу уже упомянутый выше вариант Минстроя РФ. Имея на руках такой документ (в котором забота о человеке будет стоять на первом месте), можно смело выходить к людям для подписания документа.

Борис Григорьев, председатель общества защиты прав потребителей

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта