Sic transit gloria mundi…
Ничего особенного. Просто печальная констатация: «Так проходит мирская слава». Увы, убеждаюсь каждый день, имею для этого сотни поводов — больших и маленьких.
Нынешний — ну, совсем пустяк. Утром гТо радио поздравляли с юбилеем Михаила Ивановича Адрова. Спели хорошую песню — «Мои года, мое богатство». Вахтанг Кикабидзе старался изо всех сил, пел очень проникновенно, как будто знал — о ком речь. Небольшая деталь — все время, сколько я помню, фамилию Михаила Ивановича произносили с ударением на первый слог: Ад- ров.
Вчера утром диктор произнесла ее так — Адров. И мне стало грустно. В те годы, когда Тюмень была не только нефтегазовым и рыбным, ной лесным цехом страны, фамилию главного управляющего этими богатствами знали и произносили правильно.
В те, совсем недалекие годы, Михаил Адров был знаковой тюменской фигурой.Как Муравленко. Как Коротчаев. Как Варшавский. Как Шаповалов. Как Лёвин, Китаев, Молозин, Eремин, Попов, Eвграшкин, Южаков. Как Вера Панасевич. Их знали по фамилии и в лицо тысячи людей. Они олицетворяли Тюменскую область.
Во всяком случае, журналисты и дикторы знали их фамилии, как «Отче наш», и даже лучше, чем «Отче наш», поскольку дальше, чем «Отче наш, иже еси на небе- си…», вряд ли смогли бы продвинуться. Зато каждый знал, что знаменитый бурмастер из Сургута пишется «Лёвин», а не «Левин». Точно так же многие на память излагали изменчивую биографию Виктора Китаева (инженер, партработник, бурмастер, зав. отделом обкома, секретарь окружкома…). А в сводках со строительства железной дороги Сургут-Уренгой ловили знакомое
созвучие — Виктор Молозин. Павел Попов — лесоруб, единственный в области дважды Герой труда. Эдуард Eвграшкин — монтажник со строительства Сургутской ГРЭС…
Иногда мне кажется, что дележки последних лет, надорвавшие полотно Тюменской области, потрепали и нашу память об общем нашем прошлом, об общей нашей славе, об общих наших героях.
Задумаемся: какие, чьи имена сегодня у всех на устах, на слуху и в памяти? Тех, кто больше других уворовал? Или тех, кто, по несчастью, лег под пулей киллера или трагически исчез?
Назовем и имена героев нового времени. Янтимиров. Рура. Никоноров. Чаун. Юдин.
Где же нынешние строители, монтажники мостов и ЛЭП, строители дорог, хлебопашцы и доярки? Они есть, они не перевелись, поскольку появляются новые дороги и мосты, в городе огромное строительство, хлеба в достатке, да и намазать горбушку маслом и положить сверху пласт ароматной колбасы — уже не проблема. Только кому они теперь интересны? О фирмах мы вспоминаем чаще всего тогда, когда их хозяин или руководитель по-крупному вляпается в какую-нибудь гадость, А уж простого маленького человека не вспоминает никто.
Между тем вся великая наша литература выросла с образом маленького человека — из «Шинели» Гоголя, как говорил неистовый Виссарион. Имело, как говорится, место и в царское время, при капитализме-империализме.
А мы, стало быть, в новый век с новыми героями. Уникально. Скорбно.
Простите нас, Михаил Иванович Адров, многолетний начальник Тюменълеспрома. И все остальные — кого мы забыли или готовы забыть.