Далекие и близкие границы Виталия Савичева
Впервые он сел за руль в 11 лет. «Я старый велосипедист», — говорит о себе, смеясь. Виталий Савичев — директор государственного предприятия «Интурист». Исколесил на велосипеде все тропки вокруг родной Винницы. Любил дорогу. Видимо, переезды и путешествия были ему на роду написаны.
- Когда вы в первый раз попали за границу?
- В 1958 году. В 13 лет. Отец в то время служил в группе советских войск в Венгрии и на месяц смог пригласить нас с мамой. Мы отдыхали на песчаных пляжах озера Балатон. Тогда же в военной части меня впервые посадили за руль. Вначале это был служебный «виллис», машина типа «ГАЗ-69» или американского джипа. Таких машин наряду со «студебеккерами» было много тогда в советской армии. А потом вместе с однополчанами отца я проехал несколько километров в кабине действующего танка.
Как ни странно, в первой заграничной поездке больше всего меня поразили не машины, а улицы городов. Мадьяры, коренные венгры, — народ упорный и трудолюбивый, хотя и не очень эмоциональный, — во всем любят порядок. Дома, дворики, улицы и площади там были такие ухоженные, что совсем не ощущалась, как на родине, послевоенная разруха.
Машину я никогда не считал роскошью. В Тбилиси, куда наша семья переехала в 1958 году, когда отец вышел в отставку, автомобилей было много — в каждом дворике несколько. И когда у отца появилась первая личная машина — зеленоватая «победа» — я даже не удивился, воспринимая это как должное.
- К личной и служебной машине у водителя разное отношение?
- Так уж повелось, что свою машину любят и берегут больше. Когда мы жили в Тбилиси, у двоюродного брата моего дедушки был старенький «москвич», еще сталинский. Дедснего пылинки сдувал, и «москвичонок» проездил до 70-х годов — больше 30 лет!
Первая моя машина — тоже «москвич». Купил ее в семидесятом году.
Часть денег на покупку выделила касса взаимопомощи, но большую часть, около трех тысяч, дала мама.
И мне когда-то помогали родители…
Чтобы сесть за руль, я прошел специальные водительские курсы — нас научили чувствовать машину как самого себя: ездить на двух колесах, удерживаться на виражах, разворачиваться на скорости, совершать обгон. До сих пор считаю, что отсутствие чувства машины небезопасно.
- На первой машине вы в аварии попадали?
- В Тбилиси центральная площадь-имени Ленина, однажды, проезжая там вечером на своем «москвиче», я загляделся на красивую девушку и врезался прямо в монумент вождю. На лбу до сих пор шрам остался. А площадь друзья «переименовали» в площадь имени Савичева.
- Суеверны ли вы на дороге?
- Предпочитаю машины белого цвета. После того как первые две машины — «москвич» горчичного цвета и «жигули — семерку» цвета морской волны — серьезно разбил. И номера к машинам вначале выбирал запоминающиеся — парные, особенно когда жил в Тбилиси. Номер у первого «москвича», например, был 5775. Но теперь считаю, что номер должен быть простой — не надо бросаться в глаза, а инспектора и так видят: кто — опытный или новичок — сидит за рулем.
Во многих странах за рубежом четные и нечетные номера выполняют на дорогах совсем другую функцию. Чтобы хоть немного разгрузить дорожные магистрали, кое-где установлено пра
вило: по четным дням недели ездят машины с четными номерами, по нечетным — нечетные.
- Приходилось ли вам объясняться с дорожными инспекторами за рубежом?
- Это можно сделать практически без слов — предъявляешь права, тебе делают отметку, если надо, в страховом талоне и возвращают. Все вежливо. Потом на твой страховой счет приходит соответствующая сумма штрафа.
- Часто ли вы превышаете скорость?
- Скорость люблю, но разумную. Личный рекорд, и тот по необходимости, — 220 км/ч. Установил его на «форде-викто- рия» — опаздывал на самолет. На следующий день все фотографии моего автомобиля пришли на счет фирмы вместе с астрономической суммой штрафа. Дело было в Арабских Эмиратах.
Скорость люблю, но каждый водитель знает — чем выше скорость, тем больше расход бензина. Так что стоит задать себе вопрос: лихачить или экономить. И по служебным, и по личным делам люблю ездить сам и знаю, чего это стоит.
ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА
***
фото: