Московские принцы искали Золушку в Тюмени
Не знаю, нашли ли московские гости Золушку среди творчески одаренных тюменцев, занятых неофициальным искусством. А я нашел — и не одну. И среди увиденных объединений — молодежного театра «Ангажемент», театральной студии Марины Жабровец, театра-студии «Зеркало» (художественный руководитель Валерий Муратов), театров «Отдыхай» и мод из Тобольского пединститута, СТЭМа «Нефтегаз».
Eще одно мое приятное открытие — сотни молодых людей: старшеклассников и студентов, переполнявших залы во время областного фестиваля «Культурные герои XXI века. В поисках Золушки». Такой культурный и воспитанный зритель — наша надежда на будущее, насмотревшись в последнее десятилетие на беснующиеся тусовки, порнушно-чернушные гадости, тупые сексизмы, выдаваемые «продвинутыми» молодежными гуру за настоящую молодежную субкультуру настоящую молодежную субкультуру, я понял, что живы и действуют свежие и обновляющие силы в этой среде. Плохо было то, что отсутствовали официальные лица и те деятели тюменского истеблишмента, которые исплакались по поводу потерянного поколения. Лишь энергичный и современно мыслящий в культуре директор театра кукол и масок Василий Пустыльников был своим на этом празднике. А вот областной и городской комитеты по делам молодежи сей фестиваль не поддержали…
Тюменский тур фестиваля был для московских гостей отборочным. Столичные ловцы новых талантов сейчас работают во м’но-гих регионах России, чтобы пригласить в Москву самые интересные коллективы и исполнителей на всероссийский смотр в декабре. Идею нашего тура мой коллега — обозреватель культуры «Независимой газеты» Павел Руднев — объяснил так: государство определилось в своей поддержке целой части творческих коллективов в стране, сделав их официальными. А вот неформалы, неофициальное искусство опять за бортом. В советское время их преследовали, сегодня бросили на произвол судьбы.
Студия Жабровец в лучшем положении. Ректорат института искусств и культуры ее поддерживает, но ни для кого не секрет, как бедствуют сегодня наши вузы. Летом студийцы-выпускники мастер-класса Марины Владимировны, ставшие не только профессиональными режиссерами, но и актерами, удивили Тюмень своей прощальной «Антигоной». Настоящий прогрессор культуры, ректор института Михаил Капеко сделал невозможное — двух студийцев взял на кафедру режиссуры. Часть ребят пристроил Пустыльников. Но спасти уникальный коллектив не удалось.
В сентябре студия все равно ожила, появились новые лица. В ударном темпе к фестивалю репетировали «Маленького принца» Антуана де Сент Экзюпери. Новая, удивительно сильная гуманистическая версия Элеоноры Парфеновой. Детство — утраченный рай человека? Но его потеря зависит не только от высших сил. Человек многое может, если преодолеет отчуждение окружающих, свое одиночество.
Театр Жабровец — возвышенно романтический и философский. Символика игры обтачивает мысль, реплики, спасая общение студийцев от банальности. Они не рассуждают на основе гениального текста Экзюпери, они заново открывают его. Режиссер Парфенова нашла свой жанр -театральный мираж. Свет надежды для колеблющихся душ в это смутное время. Зрелищность усиливают прекрасные куклы, сделанные Элеонорой. Вот находка -Александр Фролов ведет роль Маленького принца в кукольном варианте и одновременно он играет Летчика (автора). Говорит один человек, но порою возникает видение уже другой жизни. Ведь кукла — душа Летчика. В таком ключе работают на сцене Игорь Соболенко (Король), Света Гиль (Фонарщик), Любовь Лешукова (Роза), Сергей Гаври-Лешукова (Роза), Сергей Гаврилов (Пьяница), Дмитрий Eльпин (Лис). Особенно прониклись новой поэтикой Король и Лис. Оформление, свет, звук хорошо обеспечили студийцы Марина Галяветдинова, Александр Миронов. Так заведено — они не заняты в этой вещи и помогают друзьям. Парфенова особо не радовалась — надо восстанавливать единое дыхание спектакля, выгонять сырость.
«Ангажемент» живет трудно, но не сдается. Теряет актеров, ищет замену. Вот и в показанной на фестивале «Русской народной почте» (отрецензирована у нас) новые вводы не испортили впечатления. Кстати, молодой зритель очень хорошо принял эту трагикомедию. Тобольские «Отдыхай» и «Моды» сохранили свой шарм и оригинальное видение современного мира, вечное и суетное в пантомиме и подиумных конструкциях.
С художественным чтением выступила Eлена Коптяева (работник ТЭЦ-2). Малость пережала в натуралистических деталях рассказа Василия Шукшина «Сапожки», вызвав неприятие ряда профессионалов. А я скажу: молодец Лена! Пусть поднимаются на ноги рабочие клубы в Тюмени, идет в них молодежь — подальше от наркотиков и хулиганья. Нанимайте педагогов культуры, и все у вас получится!
Неплохие ребята собрались в СТЭМе «Нефтегаз», в модной экспрессивно-пародийной манере они смешно травестировали популярные сюжеты из литературно-сказочного «Винни-Пуха». И с блеском поставили финальную точку фестиваля настоящие мастера из «Зеркала» своей программой пластических миниатюр «Черное-белое». Здесь все было выразительно-заразительным. И творческая концепция Валерия Муратова, и отточенная хореография Бориса Баскова, и фейерверк трюков ведущей актрисы Натальи Колпаковой. Причем разыгрывались оригинальные авторские сюжеты, особенно удалась многоплановая композиция под названием «Ночь в опере». И все эти триллеры, ужастики, блок-бастеры и прочие модные причиндалы, заимствованные у Запада и широко «гуляющие» на самодеятельной студенческой сцене в России, в нашем случае растворились в комически-эффектных задумках тюменских студий.
Лишь одна просьба к властям -поддержите здоровый дух творчества этой лучшей части тюменской молодежи. Последние скромные деньги отдали тобольские, к примеру, ребята на костюмы театра мод. Не хватило сказочному Фениксу на оперение. Белый ватман вопиет о бедности и невнимании к молодым. А ведь таких коллективов у нас в области не так уж много. Но и с ними поднимается обновленная Россия.
***
фото: