Отчего болит собачье сердце
Одиночество присуще не только людям. Это чувство свойственно всем живым существам. Скитания, болезни, голод…
У человека есть хотя бы крыша над головой и чашка супа на столе. У тех же, кого мы называем меньшими братьями и кого за шкирку выкидываем на улицу, часто нет и этого.
Собачьи стаи на улицах городов появляются чаще всего в начале зимы. Летом они уходят «мышковать» в леса. Когда же поздней осенью заметает снегом мышиные норки и мелкие грызуны впадают в спячку, бездомные собаки возвращаются к людям.
Бродячие стаи формируются обычно вокруг самки. Она водит за собой кобелей и диктует правила жизни. У каждой самочки свой ареал обитания — свой двор, где она знает все закоулки и из которого, как правило, далеко не уходит. Никто никого в стае не держит: не нравится — можете быть свободны. Как ветер. Впрочем, так оно и происходит: самки охраняют свой дворовый очаг, а кобели кочуют из одной стаи в другую. Так природой определено.
Собачьи стаи, как правило, неагрессивны, если не голодны и не больны. Многие четвероногие живут в «своих» дворах десятки лет, охраняя «своих» жителей и облаивая пришлых. Агрессивными становятся те собаки, которых выгнали из дома, в этом случае поведение животного, испытавшего человеческое предательство, становится непредсказуемым — то слоняется по мусоркам, поджав хвост, то, оскалив зубы, бросается на людей. Причем, по наблюдениям собачников, породистые доги, доберманы, ротвейлеры, которых все больше в бродячих собачьих стаях, ведут себя намного агрессивней дворняжек.
Обозленные и голодные псы становятся угрозой для людей. Зимой они оккупируют детские садики, подъезды жилых домов, больничные дворы, магазины. Недавно, например, в спецавтохозяйство, занимающееся отловом бродячих животных, поступил вызов из продовольственного магазина в Восточном микрорайоне. Ротвейлер, заняв оборону у входных дверей, никого не впускал и не выпускал. Eго «профессиональный» оскал был убедительнее слов. Покупателей пришлось эвакуировать через служебный вход, а с наступлением темноты бригада собаколовов обезвредила опасного зверя. Бывает, что специалистов по отлову вызывают и на дом — по разным причинам просят усыпить животное. Однажды Александру Рыбакову, собаколову спецавтохозяйства, пришлось выносить на руках с десятого этажа усыпленного 70-килограммового дога.
Ушли в прошлое бригады Шариковых и собачьи сети, рассказывает Файзулла Сибгатуллин, директор предприятия «Полигон». Тюменское спецавтохозяйство по уборке города одним из первых в России начало работать на отлове бездомных животных по методу, разработанному в Москве. Эта технология дорогостоящая — одна пулька с усыпляющим препаратом стоит больше 100 рублей, — но и более гуманная, не травмирует животное (прежде сетями ловили). Действие снотворного препарата начинается через полторы-две минуты после выстрела и продолжается 40-50 минут.
А потом спящих собак убивают выхлопными газами в запертом фургоне автомобиля…
К сожалению, отлов бродячих и больных животных также необходим, как санитарные вырубки леса. Это предотвращает распространение болезней и позволяет здоровым животным и людям жить спокойно. Хотя, по наблюдениям ветеринаров, на место отловленных животных всегда приходят другие. Более сильные и здоровые. Так что жизнь продолжается — и собачья, и человеческая.
***
фото: