«Последний грех, последний…»
На малой сцене тюменского театра драмы и комедии прошла премьера спектакля «Последний грех» по исторической драме А.Н. Островского «Василиса Мелентьева». Режиссер — Семен Фуксман. Воскрешая страницы смутного времени правления Ивана Г розного, Островский показывает личную трагедию его героев, неразрывно связанную с атмосферой произвола и насилия кровавой эпохи.
Тронный зал Московского Кремля. На черном фоне царский трон повернут к зрителю обратной, темной, стороной. На мрачном фоне — чеканные лики святых, сверкающие золотом колонны. Неверный свет свечей выхватывает из тьмы напряженные лица актеров…
Страстная исповедь героев о содеянном облечена драматургом, а вслед за ним и режиссером, в истинно народную форму покаяния в грехах. Вместе с хореографом Эдуардом Соболем режиссером найдены интересные отражения страстей в экспрессивных монологах и пластике движений.
Исторический колорит с прямыми параллелями в сегодняшний день, яркие типы героев, живущих почти реальной жизнью, завораживают зрителя. Интересна звуковая палитра — от соловьиных трелей и колокольного звона до симфонических фрагментов Мусоргского, Прокофьева, Слонимского.
Замечательна актерская работа. Царя Ивана Васильевича играет заслуженный артист Республики Грузия В. Обрезков. Eго царь — властитель умный, лукавый и жестокий. Привлекает зрителя фактура артиста, точность мимики, жестов, передачи буйства натуры героя. С помощью верного оруженосца Малюты Скуратова царь казнит непокорных, и среди них князя Михаила Воротынского, воспитавшего пятую жену царя Анну.
Артистка О. Ульянова подчеркивает в своей героине кротость, но наделяет ее силой и страстью. Она не боится гнева супруга, когда просит помиловать ее воспитателя. Смело говорит Малюте в лицо все, что о нем думает. И это ее губит.
Eще отроковицей запал ей в сердце молодой дворянин Андрей Колычев. Теперь, будучи царицей, она сожалеет, что судьба не свела ее с ним. Царю надоела Анна, приметил он молодую вдову Василису Мелентьеву. Актриса И. Титулова ярко раскрывает незаурядную натуру героини, ее неистовый темперамент. Она знает себе цену и стремится во что бы то ни стало воспользоваться случаем и стать царицей, ценой преступления достигнуть трона. В сети интриги она втягивает и своего дружка Колычева, ставшего опричником.
Актер О. Викторович, играющий юного опричника, выразителен в сценах смятения героя, еще не ставшего мерзавцем. Покорность Анны судьбе пробуждает в нем человеческие чувства.
Недолго счастье Василисы — всего шесть дней она была царицей. Царь непостоянен в своих чувствах, и Василису Мелентьеву ждет страшный конец — «живую в землю закопать!». Но гибнет она от руки обманутого ею Колычева.
Нельзя не отметить игру артиста В. Рябкова. Достоверен пластический и психологический портрет его Малюты. Он цепко держит в своих руках нити дворцовых интриг. Поистине — зло, облеченное в маску шута.
***
фото: