«Вихри» прошлых лет
Усиленное дежурство сотрудников милиции и других силовых структур во время операции «Вихрь», изъятие незаконно хранимого оружия — вовсе не новинка в практике милиции. Подобное проводилось в нашем городе и в годы Великой Отечественной войны. Причем регулярно в течение четырех военных лет.
Об этом свидетельствуют документы, до недавнего времени находившиеся на спецхранении в государственном архиве Тюменской области.
Перед войной тюменцы особым пристрастием к огнестрельному оружию не отличались. По крайней мере в оперативных сводках о происшествиях на улицах Тюмени нет разбоев и грабежей с применением револьверов, обрезов и других стволов.
Осень 1941 года, большой наплыв эвакуированных из прифронтовой полосы. Прибывают люди с перебазированными предприятиями, появляются и первые дезертиры. Начальник городского отдела НКВД лейтенант госбезопасности Козов вынужден предпринять чрезвычайные меры. В их числе — «изъятие оружия у граждан Тюмени и передача его на склад горотдела НКВД».
Во время первого этапа операции, с 10 января по 18 февраля 1942 года, сотрудники городской милиции собрали большой улов незаконно хранимых стволов. Один только лейтенант милиции Глущенко 19 января, как отмечено в сводке, «изъял у преступных элементов две винтовки, три гранаты и два электродетонатора». На следующий день в Калининском районе милиционеры обнаружили целый арсенал: 19 малокалиберок, три трехлинейки и 382 патрона к ним, а также четыре гранаты и два гладкоствольных ружья.
Надо отметить, что немало оружия сдавалось по доброй воле и собственному желанию. Приехав в Тюмень из Подольска, начальник спецотдела аккумуляторного завода лично сдал свой маузер сотрудникам милиции. Добровольно распрощались с браунингами, маузерами и винтовками сотрудники завода №636, эвакуированного из Днепродзержинска (ныне завод пластмасс).
В 1943 году проведена инвентаризация всех видов стрелкового оружия на заводах и фабриках, в воинских частях. К сожалению, факты хищения стволов все же имели место. Интересно отметить, что особой любовью похитителей пользовались пистолеты «ТТ». Их воровали у офицеров гарнизона. Как чрезвычайное происшествие, караемое по законам военного времени, был расценен факт воровства «Тульских Токарева» и наганов в первом Тюменском военно-пехотном училище (27 июня 1943 года). Благодаря мастерству тюменских сыскарей стволы возвращены на склады оружия и боепитания.
Регулярность подобных мероприятий возымела результаты. Уровень преступности в городе резко упал. К маю 1945 года обстановка в Тюмени стабилизировалась. Все 519 единиц стрелкового вооружения, в том числе три пулемета «Максим», имеющиеся на предприятиях и в учреждениях города, состояли на учете.