Большая покупка
Три дня — воскресенье, понедельник и вторник — в Москве, в гостинице «Белград», проходила ежегодная, уже третья по счету, конференция издателей газет. Хотя нас фактически и заперли в комфортабельной гостинице — на одном этаже и завтракали, и обедали, и кофе приносили в перерывах, только спать поднимались наверх, кто на 12-й, кто на 16-й, а кто и на 18-й этаж, — но все равно было интересно. Собрались старые друзья, кто шесть, кто пять лет работает в семинарах национального института прессы. Привозили газеты — большинство уже отказались от формата А-2, многие превратились в «толстушки».
Тюменские проблемы — обилие «овечек Долли», появление одинаковых газет с одним и тем же названием — многим пока не снились. Не было редактора из Рязани — видимо, ее борьба с губернатором, упорно выселявшим «Приокскую правду» из занимаемого помещения, уже завершилась. Были все столь же громогласен «редактор четырех газет» Сергей Белов из Сочи, жизнерадостен Анатолий Карман из Волгограда и прилежна Ира Артемова, редактор детской газеты из Перми. Появилось и много новых лиц — видимо, свободное плавание в волнах свободной печати еще не утратило своей привлекательности.
Правда, в отличие от прежних лет, все было меньше творческого разговора и все больше маркетинга. Как продать газету? Как привлечь рекламу? Какой бизнес у кого в подспорье? Меня спрашивали: есть ли у «Курьера» какой-нибудь магазин или шоу-бизнес? Я разводил руками.
Я не стану пересказывать, о чем шла речь в выступлениях специалистов по маркетингу, по сертификации тиражей, по экономическому проектированию новых изданий. Разговор был больше специальный, все время
чувствовал себя студентом, торопящимся записать лекцию, где так много непонятных слов. Правда, пару раз пришлось выступить и в роли учебного пособия. Один, когда заместитель председателя Судебной палаты по информационным спорам Виктор Монахов рассказывал уже трехлетней давности историю о том, как с «Курьером» судились из-за электронной версии одной московской газеты. История была первой в России такого рода. «Курьер» попал в учебники. Зато фамилия нашего оппонента была везде заменена инициалом.
Словом, работа шла плотная, но было заметно, как время от времени в рядах обнаруживались пустые кресла. Затем они опять заполнялись, зато пустели другие. Вернувшиеся довольно шептались с соседями.
Оказалось, что параллельно с конференцией многие из коллег, особенно из «красного пояса», вели переговоры с партиями и блоками, выходящими на выборы. Продавалось пространство и время. В воздухе густо пахло «черным налом».
Упаси боже, я не осуждаю коллег, хотя и не завидую им. Потому что знаю цену на бумагу и типографские тарифы. И то, и другое у нас в области — на весьма высоком уровне. Потому гляньте вокруг — куда это подевались независимые издания. Все раскуплено. Пришли выборы — время окучивания, время большой покупки. Российская Флит-стрит (если кто забыл, это лондонская улица, где издавна размещались редакции газет) сегодня представляет собою длинный торговый ряд.
Только если читатель думает, что заказчики материалов и журналисты пытаются купить друг друга, то он ошибается. На самом деле те и другие пытаются купить его. Выборы!