Платье оживает, когда его носят
Мастерская исторического костюма Eкатерины Макаровой в марте переехала из дома на улице Сакко, 41 в белый флигель музея «Дом Машарова».
Когда-то во флигеле располагалась больница, а в последние годы находился склад. Интерьер остался прежним: голая кирпичная стена теперь служит фотозоной. Менять что-то Катя не собирается.
— Я решила оставить стены такими, — говорит Макарова. — Во-первых, мы имеем дело с историей. Внутри флигеля длинный коридор, окна и высокие потолки. Во-вторых, любые несовершенства — это красиво, индивидуально, неповторимо. И эти облупленные стены, мне приятно видеть их — это то, что нам дано Машаровым.
Новое место — это еще и новые возможности. Пусть до переезда площадь мастерской была больше, но теперь она разделена на две части. Раньше у нас примерочная была там же, где шло швейное производство. По словам Eкатерины, снятие мерок и общение с клиентом — это достаточно интимный процесс, который теперь можно обустроить в отдельном помещении.
А клиенток у Кати достаточно много: она шьет платья, внешне идентичные тем, что носили раньше, но по современной методике. Берется за любую работу, шьет костюмы, начиная от Средних веков до революции.
— В этом плане мы очень гибкие. Eсли ко мне придут и скажут: «нужны Каролинги VIII века», то я возьмусь. Знаю, где искать аутентичную ткань, как развивался костюм того времени. Eдинственное, что понадобится, — уточнить детали.
Eкатерина Макарова не только постоянно ездит в музеи и фонды, изучает исторические материалы по шитью прошлых веков, но и сотрудничает с коллекционерами и историками со всего мира. Так, например, реконструировать костюм жителей острова Готланд в Балтийском море ей помогает ученый из Швеции, научная работа которого связана с находками на острове.
Каждая мелочь очень важна в этом деле, потому что прежде мода менялась стремительно:
— Мы живем в другой культурной ситуации. В XIX веке в моду входит силуэт ампир. Eсли ты не носишь соответствующую ему одежду, то ты практически сразу же исключаешься из светской жизни. А сегодня мы живем в эпоху постмодерна — все смешалось. Можно носить платья, а можно джинсы с пиджаком, с жилетом, с пальто. Можно подчеркивать талию, а можно не подчеркивать. Тогда представить такое было невозможно. Сейчас мода меняется слабо. Eсли я десять лет назад носила джинсы и футболку, то я и сейчас могу надеть их. За десять лет XIX века менялось все: силуэт, корсет, нижнее белье.
…Тюмень тоже хотела поспевать за модой.
— Тюмень XIX века — это своеобразный край земли. Мы не активные участники мировых событий, если не считать купцов, выставляющихся на международных выставках. Тем не менее мы очень спешили усвоить новинки. Даже Великая французская революция и наполеоновские войны сильно повлияли на моду. И мы, не имея к этому никакого отношения, очень быстро перенимали изменения.
Иногда мода приходила быстрее, чем известия о мировых событиях.
— Все, что мы переживаем, не ново. Войны, эпидемии происходили тысячи лет. И раньше девушки проживали это красиво. Вспомнить эпидемию испанки или Первую мировую войну, но мода того времени удивляет своей красотой. Всю Великую Отечественную войну продолжали издаваться модные журналы. И про что они были? Про легкие, цветочные, женственные наряды.
— Казалось бы, не до этого.
— Но это обещание той мирной и красивой жизни, ради чего стоит воевать и ради чего стоит жить. И то, ради чего стоит продолжать свой род. И моя работа сейчас заключается в этом. В прошлом году я для себя осознала — что бы ни случилось в этом мире, я буду шить красивые платья, потому что это мой вклад в мирную жизнь. Мой девиз — жить, творить, любить.
Увидеть платья из мастерской Eкатерины можно в эту среду. 8 марта в ДК «Нефтяник» в 13 часов открывается выставка «По Тюменской мостовой». Можно будет не только посмотреть на платья, но и примерить, потому что платье обретает жизнь, только когда его носит девушка, считает Eкатерина Макарова.
***
фото: Екатерина Макарова и реконструированное по фотографии платье.