Ученые vs менеджеры от науки
Институт в опасности! Такое сообщение недавно появилось в аккаунте института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН в социальной сети «ВКонтакте». Пояснения появились позже: ситуация связана с назначением руководителем Eвгения Ренева и увольнением (непродлением контракта) предыдущего директора Анатолия Багашева.
Как сообщается в группе института, чуть ли не первым приказом Ренев заставил Багашева, руководителя проекта госзадания, главного редактора журнала «Вестник археологии, антропологии и этнографии», пройти через «унизительную процедуру подписания срочного договора, заключенного с пенсионером на срок до 31.12.22, в нарушение конкурсной процедуры, принятой для научных сотрудников».
Ходатайство коллектива за Анатолия Николаевича, подписанное почти всеми научными сотрудниками института, Eвгений Петрович проигнорировал.
Тогда в поддержку бывшего руководителя выступили и ученые из других городов. 93 человека подписали письмо, адресованное президенту РАН, председателю СО РАН и председателю профсоюза работников академии. Ученые считают, что «неоправданная потеря подобных специалистов мирового уровня недопустима и явно противоречит интересам отечественной науки. Уход Багашева из редколлегии «Вестника археологии, антропологии и этнографии», несомненно, повлечет за собой снижение научного уровня и рейтингов журнала. Сообщество не видит других специалистов, способных поддержать как высокий статус издания, так и высокий научный уровень антропологических исследований в регионе».
Ситуация, сложившаяся в институте, только кажется далекой и узкоспециализированной, но если заменить имена и названия институтов, то можно, увы, получить общую тенденцию, которая сегодня весьма неутешительна — менеджеры от культуры, науки, спорта, здравствуйте! И до свидания, профессионалы.
Сам Анатолий Николаевич от комментариев воздерживается. Как объясняет позицию бывшего руководителя сотрудница, проработавшая вместе с Багашевым в институте проблем освоения Севера более тридцати лет: «Eго просто затаскали по прокуратурам. Вся грязь на Багашева полилась из анонимного источника накануне выборов на пост директора научного центра, где он был главным кандидатом. Авторство за теми, кому выгодно очернение Багашева. Это очевидно».
Моя собеседница имеет в виду статью в NEFT с обвинением Анатолия Багашева в коррупции.
Eвгений Ренев, исполняющий обязанности директора ТюмНЦ СО РАН, фактически тоже устранился от объяснений. Сам он не отвечает ни на письма, ни по телефону. Позицию нового руководства уполномочена представить Светлана Константинова, которая тоже не выходит на связь.
При этом, как говорит кандидат исторических наук Ирина Чикунова, «коллективу ИПОС важно знать позицию руководства относительно происходящего, ведь нарушается трудовое законодательство, Устав ТюмНЦ. Но исполняющий обязанности только один раз пообщался с учеными, когда его назначили… Всякий раз, когда профсоюз, стоящий на защите прав научных работников, обращался к руководству с просьбой/требованием разъяснить позицию руководства и ответить на конкретные вопросы, Ренев оказывался либо занят, либо в командировке».
— Вот скажите мне, — продолжает Ирина, — может ли называться ученым человек, имеющий за 27 лет деятельности 31 публикацию с общим числом соавторов 474? Это в среднем по 12 соавторов на публикацию… ни одной персональной, то есть ни одного собственного научного исследования-открытия. На сайте E-Library есть единственная ссылка на персональное произведение — автореферат кандидатской диссертации от 1999 года. Исследование, обозначенное в заглавии, в дальнейших работах продолжения не имеет. Может ли такой человек возглавлять один из крупнейших научных центров в области, будучи к тому же всего лишь кандидатом наук?
Кандидат исторических наук Ирина Усачева, возглавляющая профсоюз ТюмНЦ, также задается вопросом: кому оказался неудобен (или не выгоден) в качестве руководителя ТюмНЦ видный ученый, доктор исторических наук, автор нескольких монографий и множества статей, создатель собственной антропологической школы? Анатолий Николаевич Багашев является одним из наиболее известных и уважаемых антропологов России, ведущим мировым специалистом в области происхождения народов Северной Азии. Он автор 120 научных работ, в том числе девяти монографий (четырех авторских и пяти, подготовленных в соавторстве). Будучи известен как успешный организатор науки и педагог, Багашев занимал посты директора института проблем освоения Севера (ИПОС) СО РАН в 2007-2017 гг. и Тюменского научного центра СО РАН в 20182022 гг., под его руководством защищены шесть кандидатских и одна докторская диссертация. Им создан один из наиболее престижных антропологических журналов (Scopus, Q2), «Вестник археологии, антропологии и этнографии», главным редактором которого он был бессменно с момента основания журнала в 1997 году. В 2016 году Анатолию Николаевичу присвоено звание «Ученый года Тюменской области».
Анатолий Николаевич Багашев профессионально координировал работу историков, этнографов, археологов, антропологов и экологов ИПОС, являясь руководителем базового проекта НИР. В ходе выдвижения кандидатур на пост директора ТюмНЦ в 2022 году ученый совет института почти единогласно назвал первым кандидатом Багашева.
Ученым хотелось бы также узнать, с какой целью переписываются основополагающие документы, изменяющие демократические принципы выбора ученого совета и конкурсную оценку научных работников. Eсли принять во внимание, что, согласно приказу Минобрнауки N 715 от 05.08.21, научные руководители любого ранга, за исключением должности директора, отныне не назначаются, а выбираются по конкурсу и зависят от рейтинга претендента, закономерно высказать предположение, что для новой администрации института остро встал вопрос о «правильных» документах, определяющих процедуру конкурса и процедуру выборов ученого совета. Это особенно актуально при отсутствии сколько-нибудь значимых научных результатов у большей части руководящей команды, иные из которых, ни дня не проработав даже простым научным сотрудником, заведуют отделом и даже числятся советником (!) директора либо возглавляют институты, не будучи отягощены званием даже кандидата наук.
Сотрудники ТюмНЦ хотели бы выслушать мнение новой администрации по этим и многим другим вопросам, и прежде всего о судьбе фундаментальных исследований и ученых, этими исследованиями занимающихся, но в ответ тишина. Как считают научные работники, «факты реальной действительности склоняют к тому, что это не те темы, которые значимы для современных менеджеров науки».
Юрий
Поздно спохватились. Нужно было бороться с менеджерами в 2017 году, когда всё только начинало закручиваться.
Сергей Тихонов
Про институт… просто удивительно, как идут дела. Но я не их очевидец, поэтому судить публично не стану. Но рассказали мне в одном винодельческом городе такую вещь: когда вино ставят, то чтобы оно бродило (вырабатывалась научная продукция?), нужны какие-то особые бактерии (способные руководители?). Они сахар(или что-там есть) перерабатывают в алкоголь (или спирт?) (и из материала конфетки делают). И когда так все работает, то все идет хорошо (наука развивается). Но когда превышается порог в 12% спирта (зашкаливает уровень некомпетентности), то вино киснет (коллектив разваливается), а бактерии подыхают (переходят в другой чан с вином). Вот как бактерии в вино попадают?
Владимир
«Здравствуйте менеджеры и до свидания профессионалы». Точнее не скажешь.
аноним
У Багашева дрожжи перебродили? Ну да пора в отставку ему давно было… Пересидел в кресле
Ира
Ну так себе статейка. Изложили претензии и обиды одной стороны. А где попытка взглянуть на ситуацию объективно? Или не было такой задачи у журналиста? Например, почему у прокуратуры не поинтересовались, зачем они к себе добропорядочного видного учебного вызывают? Не лекции ж по антропологии слушать…
Сергей
А вот и менеджеры из новой администрации с комментариями подтянулись. От встречи с корреспондентом сами две недели бегали, как чёрт от ладана, а теперь журналист у вас виноват. Да нет, ребята, всё объективно написано, потому и приходится вам, как обычно, интриги раздувать. Анонимки писать и честных людей порочить — это ж не лекции по антропологии читать, энциклопедических знаний не требуется. Сами ведь в курсе, что прокуратура третьим лицам никаких комментариев давать не будет. Ну, и виновным Багашева до сих пор суд не признал, как бы кому-то не мечталось, так что не надо спекулировать. Грязно работаете, ребята.
Наталья
Ира, а не было задачи у автора статьи смотреть на ситуацию глазами менеджеров. Менеджеры и так без мыла во все щели пролезли. Кто-то должен и от имени профессионалов иногда говорить. Ибо удел менеджеров во все времена — плести интриги (что у них прекрасно получается), удел ученых — заниматься настоящим делом-наукой. А объективно и беспристрастно смотреть на ситуацию — это удел прокуратуры и суда.
Андрей А.
Помню себя аспирантом у А.Н. Багашёва, лучшего руководителя и не придумаешь — грамотный, человечный, доступный в любое время, позитивный, всегда поможет, подскажет, всегда доброжелательный, с ним было очень комфортно работать, да и просто поговорить. В экспедицию надо — поможет с деньгами, не хватает оборудования — поможет приобрести. Рядом с ним не возникало никогда никаких напрягов. Когда из прессы узнал о событиях в институте очень сильно удивился, кто все эти люди интригующие против Анатолия Николаевича стоявшего у основания ИПОС СО РАН (так ещё назывался институт), я их никогда не слышал, и надеюсь не услышу. Это жалкие временщики, для которых научная деятельность — инструмент для достижения своих мелкотравчатых амбиций и кошельково-карманных интересов.