Церетели? Неужели?
Знаем ли мы город, в котором живем, о котором пишем и для которого, собственно, тридцать лет издается газета «Тюменский курьер»?
В реестре туристических объектов на сайте городской администрации есть раздел «памятники», под номером 98 мы обнаружили памятник под названием «Связь науки и производства». Оказалось, что никто из нас не знает, как этот монумент выглядит.
Отмечено, что памятник установлен в семидесятые годы в сквере у завода медоборудования. А справочник «2ГИС» утверждает, что будто бы скульптурную группу создал знаменитый Зураб Церетели.
Фотокорреспондент Виктория Ющенко немедленно отправилась на место и осмотрела памятник со всех сторон, но никакой печати или инициалов либо других знаков, которые мог бы оставить скульптор, не обнаружила. Никаких доказательств авторства Церетели, по всей видимости, не сохранилось. Архив завода увезен его последними владельцами в неизвестном направлении и вряд ли доступ к нему возможен.
Но живы те, кто когда-то работал на этом знаменитом заводе, существует и совет его ветеранов. По словам председателя совета Ульяны Алексеевны Шулеповой, скульптура появилась в заводском сквере в 1968 году по инициативе тогдашнего директора предприятия Льва Корнеева. Шулепова назвала и имя скульптора.
А Светлана Викторовна Руса-лева вспомнила, как по приказу директора Корнеева были отпечатаны брошюры с описанием памятника, который олицетворял эту самую связь науки с производством медицинского оборудования. Эти брошюры, сказала она, хранились в заводском архиве. Но его так разворошили, что в конце концов эти брошюры валялись на полу.
Зураб Церетели ныне — президент академии художеств, в Москве есть музей-мастерская Церетели, где собрано много его работ. Мы направили письмо и в музей, и даже в академию художеств с просьбой подтвердить или опровергнуть факт, что автором тюменской скульптуры является Зураб Церетели. В музее попросили прислать фотографию, а затем сообщили по телефону нашему корреспонденту Инне Бардаковой, что «99 процентов за то, что это не работа Зураба Церетели».
Оставался всего один процент надежды, что директор завода Лев Корнеев, создавший в Тюмени современное предприятие, само по себе олицетворявшее союз науки и труда, действительно мог обратиться к столичному скульптору за помощью в установке памятника перед заводской проходной. По инициативе директора Корнеева был заложен и сквер, сохранением которого сейчас озабочены заводские ветераны.
Из Санкт-Петербургского отделения Союза художников, куда мы обратились за информацией, советник отделения скульптуры Российской академии художеств Любовь Васильевна Ширшова переправила нас на комбинат «Скульптура». Ведущий художник комбината Борис Михайлович Сергеев сообщил, что в прежние времена предприятие отливало практически все статуи в стране. Но -«тюменский памятник не проходил через нас».
Оказалось, что в одном из кабинетов в редакции «Курьера» хранится диск с видеозаписью, снятой в Москве в 1997 году, когда там открывали памятник Петру Первому. Это было празднование 850-летия Москвы, и тюменская делегация во главе с губернатором Леонидом Рокецким оказалась в гостях у Зураба Константиновича. Осматривала музей и беседовала с мастером.
Объектив камеры скользит по ряду скульптур, авторство которых, понятное дело, не вызывает сомнения, а взгляд подмечает некоторые детали. Например, почти в каждой статуе повторяется приветственный взмах руки (он есть даже на том памятнике Петру, который установлен на стрелке Яузы, только здесь у Петра в руке заздравный кубок). Поднята левая рука и у рабочего на памятнике у заводской проходной — случайное совпадение?!
Eсли бы тогда оператор и журналист знали о том, что мы сейчас ищем, что им стоило бы спросить самого скульптора? Но ведь не вернешься на четверть века назад. А вот рядом с Церетели Рокецкий и Степан Киричук. Степана Михайловича спросить можно. Да, он видел памятник у завода, когда сопровождал по цехам тогдашнего полпреда президента Петра Латышева. Но не спрашивал о нем. Кто бы знал, что это понадобится, сокрушается Степан Михайлович.
А камера продолжает фиксировать бесконечный ряд работ знаменитого скульптора, и мы восторгаемся неистощимостью его интересов и количеством сотворенного одним человеком.
Мог Церетели и это сделать. Значит, надо продолжать поиск. Может быть, где-то в одном из тюменских домов и сохранилась та самая брошюрка, о которой говорила Светлана Русалева, — ведь рукописи не горят?!
А вот академик Российской академии художеств Александр Мирианашвили, телефон которого нам сообщила пресс-служба РАХ, категоричен. «Это безусловно не Церетели. Он никогда не работал в обычном металле. Он работал только в бронзе». (Кстати, фигуры, которые мы снимали в музее Церетели в 1997 году, все бронзовые).
Значит, скульптурная группа, которая более правильно должна называться «Союз науки и труда», принадлежит не Церетели? Вот конспиративная версия, принадлежащая исключительно автору.
В этой истории просматривается некая, как говорилось в жесткие номенклатурные времена, партизанщина. Почему не мог создать этот памятник некий толковый умелец? Например, из соседнего предприятия «Сибкомплектмонтаж»? А умный и образованный Лев Иванович Корнеев вполне мог запустить в массы слух об участии Церетели…
В любом случае «Союз науки и труда» должен сохраниться хотя бы в память о времени, когда Тюмень была городом научных институтов и заводов. Городом, где жили и работали замечательные ученые, директора производств. Такие как Лев Корнеев, Юрий Эрвье, Николай Ростовцев, Дмитрий Коротчаев, Александр Кореляков. В этом же списке должны быть еще и Муравленко, Хуторянский, Филановский, Чирсков и многие другие.
Впрочем, поиски ответа на вопрос, является ли скульптура работой Церетели, продолжаются. Остановимся пока на этом.
НА СНИМКЕ: памятник в сквере Льва Корнеева.
Фото Виктории Ющенко