Счастливый случай Вениамина Панова
В минувшую субботу в театре драмы и комедии случился необыкновенно задушевный и счастливый бенефис — отмечали 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности уникального актера и просто обаятельного человека Вениамина Даниловича Панова. Вообще-то, по паспорту день рождения был в октябре, и «Курьер» оказался единственным из тюменских СМИ (дорога ложка к обеду!), кто дал портрет и интервью юбиляра.
Чего греха таить, названные выше цифры довольно часто превращают торжество в отчетный парад и почетное воскурение фимиама. В случае с Пановым произошло открытие крупной творческой личности, мастера, живущего по принципу — стыдно быть несчастливым. Теперь понятно, почему для бенефиса выбрали спектакль по тургеневской драме «Нахлебник». Панов играет в нем настоящего героя, чей свет душевный согревает всех униженных и оскорбленных, являя нам доброе лицо бытия. Eго Кузовкин — столбовой дворянин, разоренный всякими проходимцами, казалось бы, приговорен до конца дней своих прозябать на чужих хлебах. Но как красива и высока его душа, его обаяние, его нравственное чутье, что в конце концов именно он куда интересней окруживших его сановников и провинциальных жирных котов.
Серьезный драматизм постановки партнеры Панова довольно ловко перевели в капустник. На глазах удивленной публики артист Валерий Рябков, не выходя из образа дворецкого, стал «путать» Кузовкина с Пановым. И делал это так искусно, что нашлись поверившие его розыгрышу. И что Панов выпивает за спектакль до сотни бутылок шампанского, сам себя произвел в Наполеоны и требует к себе каждое утро губернатора с докладом. Роли ему не нравятся, поэтому директора театра уволить, главного режиссера высечь, а труппу разогнать.
Но тут на сцену величественно вышел заслуженный артист РФ Владимир Орел и «прогнал» шалунишку-дворецкого. Зал радостно откликнулся на его подводку к серии сольных «номеров» приветствующих лиц — сегодня вечер счастливого человека, любимого зрителями и всем театром. Власти вручили Панову почетные грамоты, присовокупив к моральному поощрению вполне материальные конверты с дензнаками.
И тут юбиляра ожидало нелегкое искушение. По старому обычаю «дворня» из спектакля стала подносить и Панову, и гостю по рюмочке. Гостям-то ничего, а виновнику торжества каково? Лишь директор филармонии Михаил Бирман «помог» Панову, успел опрокинуть рюмку без него. Перед этим передав, правда, красивые слова наших мастеров искусств об артисте, приветы и поздравления.
На сцене — царь и царевна Несмеяна с «помощниками» — актерами кукольного театра Зинаидой Береговой и Николаем Тарасовым. Царевна без ума от этого сокола, его бархатного голоса. Но свадьба подождет, пока Панов не вылечится от неизвестной болезни — бенефиса. «А потом, — мечтательно закатила глазки Несмеяна, — мы вместе повисим в декорационном цехе на одной гребенке».
Главный режиссер театра Алексей Ларичев был краток: Панов — гордость театра, гордость Тюмени. А директор Владимир Коревицкий в честь юбиляра спел знаменитый бардовский романс про гитару. Известный в Тюмени шоумен Алексей Шлямин по пути на сцену придумал «гильдию независимых артистов», с ходу включил в нее Михаила Панюкова. «Лишив» себя голоса, Шлямин пантомимно долго веселил юбиляра и публику. Михаил «переводил» странный спич залу, путая Шлямина — «мальчика пис-пис» — с писанием приветствия. А еще мы узнали, что «Панов — настоявший полковник» (в смысле элегантный и вышколенный мужчина), которого профсоюзный лидер театра Вера Сокурова отправила в санаторий в Ялуторовск.
Под занавес Орел (как председатель Союза театральных деятелей) зачитал приветственное письмо из Москвы, подписанное Александром Калягиным, Марком Захаровым, Сергеем Юрским — одним словом, всем созвездием мастеров искусств страны. Под овации на сцену поднялась вся династия Пановых и окружила своего любимца. Потом они попали в кольцо всей труппы, исполнившей a capella величальную Михаила Глинки, где «веселится и ликует весь народ» на свой манер, когда театральный веселится наш тюменский народ.
Так неожиданно и ярко раскрылся уже талант жизни Панова, за плечами которого такие роли — Гамлет, Яго, Карандышев… В основе творческого поиска — верность эстетике русской психологической театральной школы.
В 1993-м, на 69-м году жизни, Панову пришлось спешно оставить Грозный,бросить буквально все. У нас Панов к своим званиям заслуженного артиста Северной Осетии и Чечено-Ингушетии добавил третье — российское. «Вы посмотрите на него, как он выглядит! Какие там 75», — сказали мне коллеги юбиляра. И Панов ответил нам всем: «В Тюмени мне хочется работать!» Так говорят те, кто устремлен к новому, кто молод душой и сердцем.
P.S. В понедельник в театре прошел небольшой прием по случаю дня рождения еще одного-уникального мастера наших искусств — главного хореографа театра Эдуарда Соболя. Любим, восхищаемся, поздравляем!