Смертельно опасная усталость
Год назад Инна Дмитриевна потеряла единственную дочь. Позвонил зять и сказал: «У нас несчастье. Умерла Света». Как умерла? Почему? Ведь на днях созванивались. Ивее было в порядке…
Эта история произошла в Нефтеюганске, там жили дочь, зять и внучка Инны Дмитриевны. Пятого августа в третьем часу ночи Светлане стало плохо: сильная боль в груди, тошнота, холодный пот. Так ее муж и объяснял диспетчеру «Скорой помощи», рассказал о перенесенной операции на почках. Диспетчер Крас- нощекова В.Г. (по словам мужа Светланы, голос у нее был сонный и раздраженный) предположила, что недомогание может быть связано с магнитными бурями, грозой, что, скорее всего, это остеохондроз, и велела пить обезболивающие. «Eсли станет хуже, перезвоните через два часа», — сказала фельдшер-диспетчер. Приняв таблетки, Светлана уснула.
В восьмом часу утра Владимир вновь звонил в «Скорую». «Ваши данные у нас есть!» — перебили его и положили трубку. Он набрал номер поликлиники, просил, чтобы врач приехал побыстрее, потому что жене очень плохо. Услышав, что Светлана — безработная (хотя медицинский полис был), регистратор сказала: «Ждите врача в течение дня». «Ничего, я потерплю», — сказала Света мужу и отправила его и дочку поспать после бессонной ночи.
Предсмертные конвульсии начались в третьем часу. Владимир стал делать искусственное дыхание, вынес жену на улицу. Соседи пытались поймать машину, чтобы увезти Свету в больницу. Но остановивший машину шофер отказался: ему лишние проблемы не нужны. Раз шесть вызывали «скорую». Диспетчер отказывалась направлять бригаду: больная, наверное, наркоманка, пусть муж звонит. Владимир в это время пытался спасти Светлану искусственным дыханием. А она все спрашивала, сколько времени.
Наконец, пришла машина «скорой помощи». Врач первым делом осмотрел вены у Владимира и Светланы, а уж потом стал искать пульс. Констатировал: «Она умерла». Врач второй машины «скорой» поставил диагноз: судя по расположению синих пятен, женщина умерла от сердечного приступа, А потом еще подъехал милиционер и тоже проверил вены у Владимира и умершей Светланы.
Вскрытие показало, что сначала у Светланы поднялось давление, потом случился инфаркт. А из-за отсутствия медицинской помощи произошел разрыв аорты, Врачи удивились, что молодая женщина так долго держалась. Eсли бы к ней все же направили бригаду «скорой помощи» или хотя бы пришел участковый врач (в тот день она работала только до 12), Свету можно было спасти. Нодиспетчер Краснощекова В.Г. дежурила вторые сутки и была слишком утомлена, а участковый врач дошла до своей пациентки только к пяти часам.
По заявлению Инны Дмитриевны в городской прокуратуре Нефтеюганска возбудили уголовное дело по ст.124 ч.2 (бездействие, неоказание помощи больному без уважительных причин, если это повлекло смерть больного). Через полгода дело закрыли за отсутствием состава преступления. Действия диспетчера-фельдшера признали правомерными: «квалификация фельдшера-диспетчера позволяет оценивать состояние больного и принимать решение о направлении нужной бригады, давать рекомендации по телефону». А вызов Владимира, оказывается, не относится к экстренным вызовам. В заключении судебно-медицинской экспертизы сказано еще, что «…возможно, имевшаяся усталость не позволила принять правильное решение о направлении бригады «скорой помощи» сразу».
Итак, виновных в этом деле нет, но муж Светланы Владимир официально признан потерпевшим, Совсем недавно Инна Дмитриевна получила ответ на кассационную жалобу из окружной прокуратуры г. Ханты-Мансийска: «Материалы дела отправлены на новое рассмотрение».
Инна Дмитриевна рассказывает, а у самой слезы по щекам. Ради памяти Светланы она хочет довести дело до конца. Не для того, чтобы кого-то наказать… Чтобы такого не случилось с другими.
Это было в Нефтеюганске. Медики нашего города, к сожалению, не исключение. Они частенько демонстрируют полное равнодушие к пациентам. Сотрудница нашей редакции была в поликлинике, что на улице Чаплина (филиал первой поликлиники), разговаривала с регистратором. Одна из ожидающих врача женщин направилась к выходу. Видно было, что ей очень плохо. «Не дождались, что ли? Ну подождите, сейчас проведу!» — бросила ей регистратор. «Нет, я лучше «скорую» вызову», — с трудом ответила женщина. «А что я могу поделать? Прием-то по записи», — холодно заметила регистратор поликлиники, продолжая заниматься своим делом. Действительно, безвыходная ситуация.
Может быть, нужно было действовать решительнее, рассуждает Инна Дмитриевна, но зять — очень интеллигентный человек, не любит скандалить. Надо было обругать, напугать диспетчера «Скорой», вышвырнуть водителя из машины, но спасти жизнь жёны, А той женщине в поликлинике нагло войти в кабинет врача и потребовать помощи?
И правда, жизнь дороже правил хорошего тона. А у медиков (героев этих историй) теперь, похоже, другие ценности — полис, запись в журнале. Чтобы все было точно, как в аптеке.