«Вино невинно. Пьянство же укоризненно»
(апостол Павел)
Порою приходится слышать, будто в старину пьянства было меньше чем теперь. В действительности тогда пьянство было изобильнее и спиртные напитки гораздо разнообразнее.
В старые годы был в большом ходу хмельной квас, какого теперь не варят, да и варить его нельзя, не заплативши акциза. Пили пиво, медовое вино, почиталась и нынешняя водка — хлебное вино, приготовлявшееся в России. Виноградные вина привозили в империю главным образом из-за границы.
Пили почасту и помногу не только миряне, но и духовные лица, в том числе монахи. Даже в женском Новодевичьем монастыре в Москве для одной только царицы Eвдокии, которая там была монахиней, был заведен особый погреб, в котором, кроме простой водки, в изобилии хранилось «вино венгерское, вино бургундское, вино французское… целыми бочками, водка тминная, анисовая, настойки на ландыше и на сосновом побеге, вишневки, меды, пива и другое многое спиртное питье». Когда после царицы стали все это считать, то одного только хлебного вина (т.е. простой водки)оказалось 473 ведра — около 12 сорокаведерных бочек. В мужских обителях спрос на спиртное был еще больше.
В Тюмени уже накануне праздников, с вечера многочисленные кабаки разных Тычковок, Потаскуев, Городищ наполнялись народом. «В сам праздник с раннего утра появляются пьяные люди растерзанного вида, оглашающие улицы самыми отвратительными словами пьяного русского человека. К полудню пьяные экземпляры расползаются по всему городу. Число их увеличивается лавинообразно и, наконец, они показываются в значительном количестве на Царской улице — Невском проспекте Тюмени, представлявшем весьма неприятное зрелище весной, зимой и осенью. На окраинах города устраиваются жестокие кулачные бои. Таково старшее поколение тюменского серого люда. Очевидно, это поколение уже достигло высокой степени одичания. Пьянство детей и подростков тоже развито в громадных размерах». (Из местных газет начала века).
В 1913 г. в Тюмени существовало три фирмы, торговавшие водкой и вином: 1. Рыбин Иван Eгорович (ул. Серебряковская -ныне ул. Советская); 2^Крутиков Петр Георгиевич (ул.Голицынская — ныне угол Первомайской и Смоленской); третья фирма — Аверкиев Андрей Федотович — у него было 2 магазина (на Царской улице, где теперь институт культуры, и на Голицынской, где сейчас поликлиника N 3). Настоящие же ценители покупали вина в большом гастрономическом магазине Аверкиева «Торговля колониальными товарами». Кроме заморских диковин, здесь можно было купить шампанское «Клико» по 5-6 рублей за бутылку, коньяк Мартеля (5 рублей бутылка), токайское вино из Венгрии, рябиновую Смирнова, коньяк Шустова, ликер «Шартрез». Тюменский виноторговец в начале века предлагал благородные напитки, исчезнувшие из Тюмени почти на столетие.